Русская линия
17.11.2001 

ИНТЕРВЬЮ МИТРОПОЛИТА ЛАВРА

Редакция журнала «Православная Русь» (Джорданвилль, США) в оивет га «запросы от российских СМИ, с просьбой ответить на ряд вопросов» распространила беседу своего корреспондента с Митрополитом Лавром Восточно-Американским и Нью-Йоркским, Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви. В полученном нами тексте владыка Лавр нарочито именует Русскую Православную Церковь не Церковью, а Московской Патриархией, в отличие от своей Русской Православной Зарубежной Церкви. Именно в таком, оскорбительном для миллионов наших верующих виде, интервью лидера Зарубежного Синода, образованного группой архиереев, покинувших Россию в результате поражения белых в гражданской войне, перепечатано газетой «НГ-религии», и, возможно, другими российскими СМИ. Вряд ли подобное отношение только что избранного Первоиерарха РПЦЗ к Матери-Церкви способствует нашему объединению, которого чают верующие как в нашем отечестве, так и вне его.
Учитывая важность распространенного журналом «Православная Русь» материала, мы приводим его полностью, заменив оскорбительное противопоставление названий Русской Православной Церкви и Русской Зарубежной Церкви в соответствующих местах интервью.

Кор.: Выше Высокопреосвященство, какие задачи, стоящие перед РПЦЗ, нуждаются, на Ваш взгляд, в скорейшем разрешении?

Митр. Лавр: Перед Русской Православной Церковью Заграницей, являющейся частью Вселенской Православной Церкви, стоят все те же вечные задачи, которые поставил перед Cвоею Церковью Господь Иисус Христос.
Это, во-первых, проповедь миру Христова Евангелия, во-вторых, духовное окормление народа Божия и, в-третьих, молитвенное и покаянное ожидание Второго Славного и Всехвального Пришествия Господня.
К сожалению, мы, современные православные христиане, часто забываем об этих действительно важных задачах. Мы концентрируем свое внимание на временном и преходящем, очень много времени тратим на пустые споры, в то время, как нам отпущено время на покаяние. Должен сказать, что в настоящее время Русская Зарубежная Церковь подвергается нападкам и непониманию как слева, так и справа по той причине, что она чужда, как крайностей либерализма, модернизма и экуменизма, так и крайностей фанатизма, воинствующего фундаментализма и чувства гордой самодостаточности. Идти таким средним царским путем, каким идет Русская Зарубежная Церковь очень и очень трудно, но это верный путь и нельзя уклоняться от него.

Кор.: Что препятствует единению Русской Православной Церкви и Зарубежного Синода сегодня?

Митр. Лавр: Когда мы говорим о препятствиях, стоящих на пути единения Русской Православной Церкви и РПЦЗ, то важно понимать, что позиция Зарубежного Синода по всем важным вопросам современной церковной жизни уже давно выработана и провозглашена. Она фактически не менялась на протяжении последних десятилетий. Остается неизменной она по своей сути и сегодня. Это позиция может быть выражена тремя словами: служение истине Христовой.
В отношениях с Русской Православной Церковью Зарубежный Синод никогда не заботился и не заботится о своих политических выгодах и коньюктуре, главная наша цель — это чтобы восторжествовала истина Христова. И если истина восторжествует во всей чистоте и полноте, то миссия РПЦЗ будет выполнена и она не будет ожидать для себя каких-то заслуженных почестей, а со смирением возблагодарит Бога. Торжество истины в Русской Церкви я это и есть главная награда для РПЦЗ.
Мы молитвенно ждем полного очищения Русской Православной Церкви от наследия советского времени, следим за этим процессом и радуемся каждому положительному шагу в этом направлении. По большому счету все зависит не от Зарубежного Синода, а от Русской Православной Церкви. Скажем, в РПЦ прославлены святые царственные мученики, и этим снята одна из важных причин нашего разногласия. Теперь одним из наиболее важных вопросов является вопрос участия Русской Православной Церкви в экуменическом движении.
Чем больше русский верующий народ в Русской Православной Церкви узнаёт об РПЦЗ, тем больше он поддерживает ее борьбу за церковную истину. Зарубежный Синод отдает себе отчет, что не он своими малыми силами, а только сам церковный народ в Русской Православной Церкви может преодолеть ересь экуменизма (подобно тому, как народ добился прославления свв. царственных мучеников). В этой борьбе за истину РПЦЗ будет всячески помогать русскому церковному народу.

Кор.: Что такое для РПЦЗ экуменизм?

Митр. Лавр: Так называемый экуменизм — это ложно понятое стремление к вселенскому единству между христианами всех конфессий, и даже между всеми представителями всех религий мира. Разделения между христианами было попущено Богом по грехам людей. Но в то же время в истории любого разделения мы видим одних правыми, а другими неправыми. Ибо Христос не разделился, и Церковь Его святая не разделилась. Таким образом, тайна Церкви Христовой состоит в том, чтобы пройдя через все разделения, а лучше сказать через отпадения от нее раскольников и еретиков, Церковь осталось той же, какой она была и при апостолах. Это и есть Православная, Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь.

Кор.: как жесткая позиция по вопросу экуменизма может сосуществовать с благополучным пребыванием РПЦЗ в инославном окружении?

Митр. Лавр: Так же как могло сосуществовать пребывание юной Церкви Христовой в первые века во враждебном христианам иудейском и языческом окружении. Естественно, мы имеем бытовые, деловые и даже добрые отношения с представителями инославного, иноверного и секулярного мира, окружающего нас. Но, ради угождения людям, мы не принижаем своей веры, не идем на компромиссы, и когда вопрос заходит о нашем уповании, то мы смело и честно свидетельствуем о Православии перед лицом неправославных.
Православные экуменисты много говорят о любви, но истинная любовь к инославным и иноверным, по нашему суждению, состоит в том, чтобы не скрывать от них истину Христову, свято хранимую в Православии.

Кор.: Не могли бы Вы сформулировать, что такое для Вас «Сергианство», после крушения советской власти.

Митр. Лавр: Русская Православная Церковь приняла новую «Социальную концепцию» в 2000 году. В концепции заявлено, что Церковь не должна подчиняться богоборческим решениям власти. Хотелось бы увидеть в свете этой новой «Социальной концепции» честную оценку деяний митрополита Сергия (Страгородского). Такая оценка со стороны Русской Православной Церкви поставила бы точку в вопросе о «Сергианстве». Сделать это нужно ради будущих поколений русских православных людей, чтобы они в подобных ситуациях в будущем твердо знали, что поступать нужно так же как поступали новомученики и исповедники Российские, а не так как обновленцы и митрополит Сергий.
Конечно, деяния митрополита Сергия я это уже неотъемлемая часть истории Русской Православной Церкви.
И наша цель не в том, чтобы перечеркивать историю Русской Православной Церкви советского времени, а в том, чтобы дать ей православную оценку. И лучше всего, если такую оценку даст сама Русская Православная Церковь. Сергианство, как и экуменизм, прежде всего, должно быть преодолено в среде церковного народа и большей части священства и епископата и тогда официальные идеологи Русской Православной Церкви вынуждены будут учитывать мнение народа Божия. Подобное уже было с вопросом о прославлении святых царственных мучеников.

Кор.: Насколько реально единение РПЦЗ с Русской Православной Церковью?

Митр. Лавр: Надежду на такое единство, а значит и на торжество Русского Православия, вселяет в нас кровь бесчисленного сонма новомучеников и исповедников Российских. Эти новомученики и исповедники пролили свою кровь за веру Христову и не пошли на сделки с собственной христианской совестью. Пример их очень важен для нашего времени. Их святой сонм молится за русский православный народ у Престола Божия, и хочется верить, что молитвы эти будут услышаны Господом.

Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, США, 1/14 ноября, 2001 г.

Другие материалы о ситуации в РПЦЗ


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru