Русская линия
14.07.2001 

ЮБИЛЕЙНОЕ ПОСЛАНИЕ МИТРОПОЛИТА ВИТАЛИЯ, ПЕРВОИЕРАРХА РПЦЗ, ПО СЛУЧАЮ 50-ЛЕТИЯ СВОЕГО СЛУЖЕНИЯ В АРХИЕРЕЙСКОМ САНЕ

Возлюбленные во Христе братья и сестры, верные чада Русской Православной Зарубежной Церкви!
Все святые Земли Русской создавали и создали тот крепкий фундамент, на котором росла и выросла наша великая родина Россия. Скоро, очень скоро по крещении, ее лучшие сыны, ее праведники, ища в молитвенном уединении Бога, уходили в дебри лесные. За ними тянулся всякого рода люд в жажде услышать от них доброе слово утешения, совета, а то и исцеления. Так по стопам угодников Божиих вырастали деревни, и села, и города, окаймленные стенами и башнями, за которыми укрывались церкви, хоромы и торги. Стесненные суетой и житейской молвой, доносившихся до их скитов, отшельники снова бежали в новые пустыни, где в тишине созерцали незримое, непостижимое, непереводимое на обыкновенный беглый человеческий язык. Так наши святые прошли всю землю русскую вдоль и поперек, с юга на север, с запада на восток, вспахивая дикую почву многоплеменного русского сердца оралом подвига и молитвы, орошая ее, как дождем, слезами покаяния, дабы семя Слова Божия прозябло и дало плод свой в десять, в пятьдесят, а то и в стократ. Удивительный, в своем роде единственный, пример христианизации в истории Церкви Христовой. Не даром до нас дошло древнее слово — «не стоит село без праведника, а город без святого».
Этот период духовной истории России Господу Богу было угодно продлить почти на девять веков. Внешние нападения на нашу родину не были помехой для ее внутреннего подвига, а наоборот, укрепляли ее духовные силы и созидали ту вторую купель Крещения Руси, наполняя ее слезами святых. Этот духовный период можно назвать эпохой преподобнической, когда животворящая струя силы Божией медленно и верно проникала во все изгибы русского бытия, по мысли нашего праведного поэта А. С. Хомякова, готовя Русскую Землю к ее третьей купели, мученической кровью исполненной. Наши праведники и святые научили русское сердце молиться, и из этого молящегося сердца вышла вся наша русская православная культура, ибо сердце диктует все поведение человека, все его выражения, все поступки. Русский язык одухотворился настолько, что изучающего наш язык иностранца мы считаем почти что как оглашенного, стоящего в притворе православного храма. Все наше зодчество, храмоздательство, иконопись, пение церковное, да и мирское вдохновляет, возвышает и очищает душу человеческому.
Православная вера обогатила русскую душу тончайшей интуицией, граничащей с прозрением Достоевского, Гоголя, Хомякова и многих других писателей, и заставила весь мыслящий мир признать интуицию, как главную силу познания и истинного понимания сущности вещей. Наконец, Господь одарил русскую душу горячей любовью к своей родине, и из этой горячей к своему, мы научились любить и других, не своих, что часто выражается в русской психологии чувством вселенскости, а не интернационала. Русский человек теперь думает вселенски, болеет за всех, огорчается и радуется за всех.
Тут мы подошли к опасной трещине всего нашего русского православного бытия. Вся эта всепроникающая русская православная живая культура зиждется на подвиге живого русского человека. Она требует всегда участия его сердца, с известным духовным напряжением всех его сил. Это настоящий подвиг, от которого русский народ устал, обленился; однако, продолжал все-таки его нести, но уже как обязанность, как долг, без участия сердца, или потому что так полагается. Господь нам говорит: «Сыне, даждь Мне твое сердце», а этого сокровенного подвига уже и не было, и все превратилось в тяжелое бремя, которое никто нести долго не может. Бремя стали сбрасывать, а храмы — пустеть. Это первая духовная причина бунта против Бога, причина революции. Русский народ, может быть, и тут сумел бы опомниться, но глубина падения, видимо, была глубокая.
Последовало небывалое во всем мире гонение на Церковь Христову. Тюрьмы, ссылки, лагеря и море крови стали третьей купелью русского народа. Но там, где Голгофа, там рядом и Гроб Господень и Его Славное Воскресение. Вся Земля Русская окроплена слезами святых и кровью мучеников. Русская Земля — Святая Земля, и если бы мы имели духовные очи и смотрели бы на нашу Землю с небесного Свода, то она представилась бы нам излучающей Столпы Огненного Света от всего пространства ее лесов, полей, тундры, вечной мерзлоты, из сыпучих песков ее пустынь, из озер, рек и морей, от святых мощей знаемых и безымянных русских страстотерпцев. Эта величайшая слава Русской Церкви, которой дано будет, от лица всей вселенской Церкви Христовой, сказать на весь мир последнее Слово истины, Слово любви, прежде чем грянет великий конец всему. Так верили наши святые и праведники, так верим и мы все. Ей, гряди, Господи Иисусе. Аминь.
+ Митрополит Виталий
Вертоградъ

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru