Екатеринбургская инициатива | Пётр Мультатули | 15.05.2008 |
О воинствующих исламофобах
В последнее время в печати и в сети Интернет появилась очень на наш взгляд опасное противостояние между некоторыми представителями мусульманских националистов и православными священниками. Это противостояние сводится к тому, что часть мусульманских радикалов выступает с оскорбительными нападками на Русскую Православную Церковь. Так, в статьях татарской журналистки Х. Г. Хамидуллиной, публикуемых в мусульманской периодике, последовательно утверждается, что татарский народ жил в России, испытывая «многовековые притеснения, гонения и лишения», подвергаясь «насильственной христианизации», сопровождаемой «тотальным уничтожением всех до единой мечетей».В ответ на эту ложь некоторые батюшки выступают с резкой критикой мусульманского вероучения. Эта критика, конечно, также оскорбляет большую часть мусульман. Так, отец Даниил Сысоев, известный православный миссионер, в своей книге «Замуж за мусульманина» и своих выступлениях несколько раз повторяет мысль о том, что ислам это ложное учение и подробно, на примерах, доказывает это свое утверждение. Причём делает это он в книге предназначенной не для узкого круга богословов, а для широкой аудитории. Безусловно, что между Православием и исламом, как вероучениями, лежит непреодолимое расстояние. Безусловно, что для нас, православных, Господь Иисус Христос есть сын Божий, второе Лицо Святой Триединой Троицы, а для мусульман это только пророк. Но насколько правильно, с точки зрения государственного строительства, с точки зрения интересов России тиражировать наши разногласия с исламом, да ещё в общедоступных изданиях? Почему, вообще так выделяется тема именно ислама? Ведь, и книга называется «Выйти замуж за мусульманина», не вообще за иноверного, а именно за мусульманина. Ведь совершенно ясно, что опасность мусульманского прозелитизма в нашей стране, несравненно менее опасна, чем прозелитизм католический, или протестантский. Это ещё понял Иоанн Грозный, который не возбранял строительства магометанских мечетей, но под страхом смертной казни запрещал строить костёлы.
Отец Даниил утверждает: «межрелигиозные диспуты между мусульманами и православными следует вести более честно и открыто, не стесняясь прямо и без обиняков говорить о богословских различиях». Но возникает вопрос: зачем? Что дадут подобные «диспуты» между рядовыми верующими, большей частью религиозно неграмотными и плохо разбирающимися «в богословских различиях» Православия и ислама? Зачем становится в один ряд с авторами датских исламофобских карикатур, негодяем Салманом Рушди и израильскими агрессорами? Зачем поддаваться на провокации некой Халиды Хамидуллиной, а также отдельных исламских экстремистов и подставлять под удар наши добрые отношения с мусульманами? Не пора ли уже нам начать мыслить по-имперски? Дискуссии по вопросам веры нужно вести в рамках богословских диалогов, а не с рядовыми верующими. Ибо для любого верующего его вера является святыней, и любое неуважение к этой святыне для верующего есть оскорбление. Тем более, когда речь идёт о такой пламенной религии как ислам. Лучшее доказательство истинности Православия: наша вера в Господа Иисуса Христа, наша готовность к мученичеству за Него. Кстати, по-французски слово «martyr «(«мученик») дословно означает «свидетель». Первые христианские мученики именно свидетельствовали о своей вере во Христа, а не вели «богословские диспуты» с язычниками. И сколько язычников-римлян, этих самоуверенных, гордых властителей полу-мира, пораженных такой верой, уверовали во Христа.
В связи со сказанным, хотелось бы привести в пример Святителя Николая Мистика (852−925), который вёл переписку с багдадским халифом Муктадиром. Все послания написаны Святителем в весьма вежливой и благожелательной форме. Для подтверждения и объяснения своей позиции святитель Николай использует ссылки на Коран. Святитель не замыкается на разрешении конкретных вопросов, послуживших причинами к переписке, но посредством советов по политическому управлению, он стремится привить основы христианского мировоззрения молодому сарацинскому правителю. При этом он пишет честно и прямо. Святитель нигде ни словом не отступился от Христа-Спасителя и от Православия, но нигде, ни единым словом, он не оскорбил и мусульман. Благодаря указанным принципам вежливости и честности, ему удалось освободить из плена тысячи людей — как христиан, так и мусульман, удалось заключить мир, удалось остановить гонения по религиозному признаку. Юрий Максимов в своей статье о Святителе Николае пишет: «Не прозелитизм, а чистое и честное свидетельство о вере лежит в основе нашей проповеди истины Православия, необходимость которой установил Сам Господь Иисус Христос, говоря: «Идите… проповедуйте Евангелие всему творению» (Мк. 16: 15). Так свидетельствовал и святитель Николай Мистик халифу ал-Муктадиру, равным образом и халифы, которые писали византийским императорам, не стеснялись говорить о своей религии. Доступность честной информации о религии нашего соседа лежит в основе взаимопонимания. Именно поэтому в православной Византии уже в IX веке был сделан перевод Корана на греческий язык. Именно поэтому сейчас в России, Белоруссии и других христианских странах можно свободно приобрести Коран в любом светском книжном магазине».
Поразительно: один из умнейших и образованнейших людей своей эпохи, Святитель Николай Мистик, изучавший ислам, тем не менее, сомневался в своих знаниях о нем. Нынешние же не в меру ревнивые критики, зачастую не знающие ни арабского языка, ни истории ислама с лёгкостью не оставляют камня на камне от вероучения, которое, как бы к нему не относиться, насчитывает несколько веков и которому следуют миллионы людей во всём мире.
Всё вышеизложенного не означает никакого экуменизма, и, конечно, никакой попытки согласиться с догматикой ислама. Более того, нужно беспощадно бороться с любыми проявлениям исламистской агрессии, деятельностью исламистских радикальных сект и направлений, с любой христофобией и русофобией. Не надо смешивать исламских нацистов с традиционным исламом и верующими мусульманами. То, что мы разные, вовсе не означает того, что нужно воевать друг с другом. Нужно помнить, что в противостоянии православных и мусульман, прежде всего, заинтересованы враги России. И тот, кто из числа мусульман, или православных бездумно разжигает огонь вражды друг к другу, неважно по каким мотивам, играет на руку врагам и православных, и мусульман. Об этом очень чётко сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: «Не следует забывать и о попытках искусственно углубить антагонизм между христианской и мусульманской цивилизациями, столкнув их во имя торжества секулярной идеологии».
Империя как мирное сосуществование
Зачем же нам, православным, помогать нашим врагам углублять этот антагонизм? Нам, православным, нужно искать не то, что нас разделяет с мусульманами, а то, что нас объединяет. Тем более это касается так называемых «русских мусульман». С ними нас объединяет общность истории, русские и мусульмане живут вместе в течение веков, общность территории, общность культуры. Кроме того, между мусульманами и православными есть соприкосновения и в религиозном вопросе. Все мусульмане, и шииты, и сунниты, почитают Спасителя (Ису), Пресвятую Богородицу (Мариам), святого Иоанна Предтечу. В данном случае не важно, как они их почитают. Главное, что для мусульман эти святые для нас Имена также являются святыми. Верят мусульмане и в Страшный Суд, когда «Иса будет судить все народы».Как недавно сказал настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Акулово и старший духовник Московской епархии протоиерей отец Валериан Кречетов «Отношение к Православию у правоверных, настоящих мусульман совсем не враждебное, как принято считать». Отец Валериан рассказал, что когда два года назад он вел курс бесед в Суриковском институте в Москве, к нему подошел мусульманин, который тоже ходил на эти лекции, и сказал, что ему еще его дед говорил — «встретишься с христианином, поклонись ему: это твой старший брат». «Вот какое было традиционное отношение настоящих мусульман», — подчеркнул священник.
А значит, между нами есть точки соприкосновения, основа для мирного существования. Ведь мы отлично знаем, что есть религии, где Имя Христово ненавидимо и хулимо. У традиционных мусульман этого нет. А значит все разговоры, что «Иса» в исламе это не Христос-Спаситель, нужно оставить опять-таки для богословских изысканий. Но, по нашему глубокому убеждению, эти богословские вопросы не должны становиться предметом широкого обсуждения, тем более в среде верующих мусульман. Такие заявления могут только навредить как диалогу между православными и мусульманами, так и русскому имперскому строительству.
Русские Цари, ведя постоянные и упорные войны с мусульманскими странами, главным образом с Турцией, освобождая христианские народы от турецкого ига, никогда не притесняли мусульманскую веру внутри России, понимая, что для Империи мусульмане не опасны.
Мусульмане состояли в самых элитных частях русской Императорской Гвардии, даже в личном Конвое Императора. Русские государи всегда с большим уважением и заботой относились к мусульманам-конвойцам. Граф А. Х. Бенкендорф составил правила обращения со служившими Царю горскими мусульманами: «Не давать свинины и ветчины… Строго запретить насмешки дворян и стараться подружить горцев с ними… и маршировке не учить, стараясь, чтобы горцы с охотой занимались этим в свободное время… Телесным наказаниям не подвергать: вообще же наказывать только при посредстве прапорщика Туганова, которому лучше известно, с каким народом как обращаться… Эффендию разрешить посещать горцев, когда он желает, даже в классах… Чтобы во время молитвы горцев дворяне им не мешали… Наблюдать, чтобы не только учителя, но и дворяне насчет веры горцев ничего худого не говорили и не советовали переменить ее…».
Такое отношение русских Царей к иноверным подданным свидетельствовало об их имперском мышлении, а не об узком национализме.
А Россия может быть только Империей. Что же есть Империя в русском понимании этого слова? В русском понимании слово «империя» означает — «держава». В Российской империи все её народы были равны перед царём. Только в Российской империи представитель некоренного народа, в западном понимании «туземец», мог занимать государственные посты, в том числе и самые высокие. Так, например, при Александре II армянин граф М. Т. Лорис-Меликов фактически был главой правительства. В Российской империи все народы были объединены единым государством, единой территорией, единым законом. Понятие «метрополии» в Российской империи отсутствовало. Как верно пишет доктор исторических наук А. Н. Боханов: «Россия никогда не была „колониальной державой“ в общепринятом смысле и тем качественно отличалась от западноевропейских империй. У неё никогда не было метрополии как таковой: исторический центр был, а метрополии не было. Российская территориальная экспансия носила главным образом стратегический характер, диктовалась потребностями военной и государственной безопасности».
Эта русское имперское мировоззрение заставляет нас хранить как зеницу ока единство народов, независимо от их религиозных верований. Другое дело, что это единство может существовать только при наличии государственной идеологии, которая может быть только идеологией Православной Имперской Государственности.
Сегодня, свято храня верность святому Православию, мы должны в диалоге с представителями других религий, которых сегодня принято называть «традиционными», делать акцент не на различия в вероучениях, а на то единство, которое объединяло русский народ с представителями тех или иных народов исповедовающих ислам, буддизм и так далее. Особенно это касается мусульманских народов, населявших бывшую Российскую империю: татар, узбеков, черкесов, таджиков. Сотни тысяч представителей этих народов верно служили Матери-России оставаясь мусульманами.
Здесь хочется ещё раз привести слова Святейшего Патриарха: «Убежден, что христиане и последователи ислама могут жить в мире. Это доказывает многовековой российский опыт, отсутствие в нашей стране межрелигиозных войн. Однако для этого необходимы усилия с обеих сторон, желание идти навстречу друг другу, не подаваясь на провокации зложелателей».
Говоря об этом сегодня, мы выбиваем почву из-под ног этих зложелателей. На обывательском уровне, особенно в мусульманской среде, нужно отбросить все праздные разговоры о наших различиях с исламом и подчёркивать, что русские и мусульмане в течение веков жили в одном государстве и служили этому государству — Российской Империи (а потом, и Советскому Союзу). Что они вместе проливали кровь за это государство, и что мусульмане чувствовали себя хорошо и свободно в этом государстве. В этих утверждениях надо опираться, в том числе и на исламских авторитетов, прошлого и настоящего. Так, первый заместитель муфтия Татарстана Валиулла хазрат Якупов совершенно недвусмысленно заявил:
«Неопровержимым фактом является то, что именно в условиях царской России богословская мысль у мусульман-татар к началу XX века переживает подлинный расцвет и опережает весь мусульманский мир. Этот научный успех был подготовлен в традиционной системе наших медресе. В царской армии действовали штатные должности священников, представлявшие не только православие, но и другие конфессии. Это и понятно, ведь в российской армии, наряду с православными, служили мусульмане, католики и лютеране, иудеи и буддисты. Соответственно, по мере необходимости вводились и штатные должности мусульманских имамов, католических капелланов, иудейских раввинов и буддистских лам. В крупных городах — Москве и Санкт-Петербурге, а также в некоторых городах Восточной Сибири и Северного Кавказа на штатные должности военных мулл назначались главы местных мусульманских приходов».
Этими словами выдающийся мусульманский духовный деятель наносит удар по всем клеветникам России.
Российский ислам и религиозная политика Николая II
Этой статьей мы преследуем цель с одной стороны развеять русофобские мифы о притеснении мусульман в Императорской России, дать тем мусульманам, которые не находятся в плену псевдо-ислмаского национализма примеры верности их предков России, а с другой стороны, предостеречь некоторых православных людей от «богословских диспутов», могущих иметь крайне опасные последствия, как для православных, как для мусульман, так и для России в целом.Общеизвестно, что Император Николай II был глубоко верующим православным христианином. Но именно глубокая православная вера делала Царя веротерпимым человеком. Любой искренне верующий в Бога человек, пытающийся соблюдать Его заповеди, пусть даже представитель иной веры вызывал в Государе чувство расположения. Он понимал, что верующий благочестивый человек никогда не будет способен на то, чтобы творить зло. С детских лет Императора Николая II связывала трогательная дружба с Бухарским эмиром Саидом Алимханом. Бухара входила в состав Российской империи на основе унии, формально оставаясь независимой от России, ограничиваясь в отношении империи «союзом младшего брата со старшим». Но и личные встречи, и переписка Царя и эмира свидетельствуют о чувствах, бывших гораздо глубже обычной дипломатии. Благочестивый Государь, Николай II был одинок, только в кругу своей Семьи находил он понимание и душевное участие. Большинство так называемой элиты, составлявшей ближайшее окружение Монарха, было охвачено вольномыслием и жаждой «свобод», обманывало его доверие, интриговало, насмехалось над приверженностью Государя к Святому Православию. Родственную душу Император Николай II увидел в эмире далекой Бухары. Саид Алимхан получил блестящее европейское образование, но остался ревностным мусульманином, глубоко верующим человеком — и хорошо понимал благочестивого русского Императора. Эмир хорошо понимал ту духовную атмосферу, в которой приходилось царствовать Императору Николаю II. Сам Саид Алимхан страдал от ненависти бухарской элиты, охваченной также как и русская, стремлением к революционным преобразованиям (недаром именно из Бухары вышло большинство революционных лидеров Туркестана). Встречи Императора Николая II и эмира Бухарского всегда отличались особой теплотой и сердечностью. Бухарский эмир несколько раз посылал на нужды русской армии большие денежные средства. За свою патриотическую деятельность эмир Саид Алимхан получил из рук Государя Николая II высокую награду Российской империи — орден Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского. В этом видится символическое значение, ведь завет святого князя Александра Невского был: крепить оборону на Западе и искать друзей на Востоке.
К намечавшемуся приезду Императора Николая II в Бухару, по приказу эмира в городе Коканде построили собор в честь Святителя Николая Мирликийского. Этот храм действует до сих пор.
По просьбе эмира Бухарского в Санкт-Петербурге была заложена большая соборная мечеть, которая возвышается и сегодня на Петроградской стороне Северной столицы и является одной из её достопримечательностей. Церемония официальной закладки мечети, состоялась 10 февраля 1910 года и была приурочена к 25-летнему юбилею правления Эмира Бухарского и его визиту в русскую столицу. 21 февраля 1913 года в ещё недостроенной мечети было проведено первое богослужение, посвященное трехсотлетию царствования Дома Романовых.
Известно, что Император Николай II всегда очень чутко относился к религиозным нуждам своих подданных, в том числе и мусульман. Так на возведение мечети в Тверской губернии, где в начале ХХ века уже проживало немало мусульман, Государь выделил часть собственных средств.
Возводились мечети на мусульманских окраинах России и в честь 300-летнего юбилея царствующего дома Романовых, широко отмечавшегося по всей империи в 1913 г.
Разумеется, что эти действия Императора Николая II были вызваны прежде всего интересами Российского государства. Царь хорошо знал, что мусульмане, в своем подавляющем большинстве, верны России и Престолу.
Подтверждением этому служит, в частности, намерение одной из мусульманских общин Терской области возвести мечеть в 1907 г. «в честь Государя Императора… в память благополучного избавления от покушения на его жизнь» (речь шла о попытке революционеров убить Государя). Такие инициативы вызывали незамедлительный отклик Монарха. На телеграмме, присланной по этому поводу генерал-губернатором Терской области, он наложил резолюцию со словами искренней благодарности.
В Царской православной России все дети мусульман были обязаны посещать мусульманские школы и медресе, где получали начальное и среднее образование. И экстремистских сект среди российских мусульман никогда не было.
Но, конечно, Государь всячески покровительствовал тем мусульманам, которые перешли в православие. Так на личные средства Императора содержались школы для крещеных татар города Казани.
Весьма характерно, до революции 1917 года мусульмане, наряду со своими мусульманскими праздниками, отмечали Рождество Христово, называя праздник по-своему — Раштулла и праздник Пасхи.
Во время революции 1905−1907 годов и в последующие годы, мусульмане, как и весь Русский Народ, стали объектом революционной пропаганды. В борьбе с крамолой, Государь искал поддержки у духовных лидеров, в том числе и у мусульманских. И нужно сказать, что большей частью он её получал. Император Николай II одним из первых государственных деятелей, кто понял необходимость создания единого мусульманского духовного центра, который был бы союзником Царской власти и защитником верующих мусульман от революционной агитации. В 1910 г. на предложение начальника Терской области и наказного атамана Терского казачьего войска «открыть духовное правление…, высший орган… мусульман», чтобы ослабить влияние религиозных зарубежных центров и авторитетов на горские общества, Император наложил резолюцию: «Пожалуй, наказной атаман прав, если не с теоретической, то с практической точки зрения».
Между тем, мусульманское духовенство в начале ХХ века переживало тот же кризис, что и всё русское общество. Достаточно посмотреть газеты 1905−1907 годов, чтобы убедиться, сколько представителей православного духовенства выказывало неуважение к правящим архиереям, заражалось революционной пропагандой, уходило в раскол. Яд революции проник и к мусульманам. Часть из них стала требовать права избрания муфтия (он назначался указом Государя Императора), пыталось политизировать медресе и духовную жизнь мусульман. Император Николай II решительно выступил против подобных устремлений. Царским указом муфтием был назначен имам Санкт-Петербургской соборной мечети Нурсафа Баязитов, убежденный монархист. Он немедленно был подвергнут критике со стороны левых радикалов всех мастей. Его имя вызывает до сих пор ненависть у некоторых мусульманских националистов. Примечательно, что одним из первых указов Керенского, после свержения Самодержавия, было устранение Баязитова.
Мусульмане в русской армии
С началом русско-японской войны (1904−1905 гг.) в войсках вводятся так называемые постоянные муллы или имамы. В 1908 году это закрепляется специальным распоряжением по военному ведомству «Главный штаб по сношению с Департаментом духовных дел иностранных исповеданий МВД признал необходимым установить тот же порядок при назначении магометанских мулл». Чеченский генерал Эрисхан Алиев накануне русско-японской войны 1904−1905 гг. командовал 2-м Западно-Сибирским корпусом, а во время войны даже замещал временно выбывшего из строя командующего генерала Линевича.Как пишет доктор исторических наук Салават Исхаков: «Накануне войны представителей тюркско-мусульманских народов, служивших в регулярной российской армии, насчитывалось: нижних чинов — 38 тысяч, из которых признавали себя мусульманами 35,8 тысячи; штабс-капитанов, поручиков, подпоручиков и прапорщиков — 37; полковников, подполковников и капитанов — 186, генералов — 13 (в том числе „магометанского“ вероисповедания — 10) — всего мусульман-офицеров в России было 269. В ходе Первой мировой войны в армию были призваны, как принято считать в историографии, от 1 до 1,5 миллионов тюркских солдат, что составляло до 10 процентов общей её численности».
С началом Первой мировой войны мусульманское духовенство в своем большинстве призывало мусульман сражаться до последней капли крови за «Царя и Родину».
Оренбургский муфтий М. Султанов 14 октября 1914 года в своей фетве призвал российских мусульман: «Мы, мусульмане, заодно со всем российским народом в эти тяжёлые времена должны подать помощь нашему государству к отражению неприятелей… И во времена прежних войн, защищая отечество, русские мусульмане показывали великие самопожертвования, и во времена настоящих, проходящих перед нами событий они, Бог даст, выкажут с избытком ещё раз свой патриотизм».
Причём на русских мусульман не оказало влияние даже то обстоятельство, что против России выступила Османская империя. 11 ноября 1914 года муфтий Султанов заявил, что Турция сделала необдуманный шаг, и сделала его, несомненно, под влиянием Германии, что объявление джихада не вызвано ни интересами Турции, ни религией ислама. Муфтий подчёркивал, что в Российском государстве «мы живём уже много веков и с ним сблизились исторически; в этом нашем отечестве мы живём, пользуясь земными благами и спокойствием; целость нашего отечества, а равно и его мощь, есть источник нашего благополучия и нашего спокойствия… Нам, российским мусульманам, нужно, конечно, беречь своё отечество от врага».
В воззвании таврического муфтия А. М. Карашайского к мусульманам говорилось, что Турция «дерзнула напасть на наше дорогое отечество — Россию, являющуюся священной родиной для всех населяющих её народов, в том числе и для мусульман. Поэтому-то мы, мусульмане, вместе со всеми нашими соотечественниками обязаны стараться всеми силами изгнать врагов нашей родины и, исполняя священный свой долг, избавить её от бед».
Даже в Туркестане, откуда мусульмане не призывались в российскую армию, известный местный теолог мулла М. Бехбуди в своём журнале «Ойна» («Зеркало») в начале 1915 года писал, что участие России в союзе стран, противостоящих другим христианским государствам, к которым присоединилась Турция, нет ничего оскорбляющего и унижающего ислам. «Поэтому нашему туркестанскому туземному населению нужно быть спокойным, сдержанным и вполне лояльным» по отношению к Царю и стране, «иначе… мы обречём себя на неминуемую гибель».
25 ноября 1915 года Император Николай II прибыл в Дербент. С приветствием к нему в присутствии депутации от Дагестанской области, состоявшей из мулл, старшин и почетных лиц всех округов, обратился один из видных религиозных авторитетов З. Б. Тарковский на кумыкском языке, с которого был сделан перевод. В восторженной речи он особо выделил такую фразу: «Любовь к Царю и любовь к Отечеству есть неразрывные части мусульманской веры».
В ответ Государь своим поведением всячески подчеркивал личное уважение к мусульманской религии. В Тифлисе, выполнявшем роль централизующего управление регионального центра Империи, Государь милостиво общался с представителями высшего мусульманского духовенства, посетил шиитскую и суннитскую мечети, выслушал стоя на коленях молебны на арабском языке.
В присутствии Государя закавказский муфтий свою молитву закончил словами: «Да благословит тебя, Государь, Всевышний Царь-царей на мудрое, долгое и счастливое царствование, на благо своих подданных и на страх врагам твоим».
На фронтах Первой мировой войны геройски сражались представители многих мусульманских народов. Особенно это касается татар, чеченцев и ингушей. Интересно, что в Царской России для чеченцев и ингушей не было обязательной воинской повинности. Но некоторые из них по своему желанию служили в царской армии, став впоследствии прекрасными офицерами и генералами.
Во время войны была сформирована Кавказская «Дикая» дивизия под командованием великого князя Михаила Александровича. «Дикая» дивизия была сформирована в 1914 году и состояла из шести полков — Дагестанского, Кабардинского, Чеченского, Ингушского, Черкесского и Татарского. Бойцы дивизии, представители горских народов, особенно гордились тем, что в бой их ведет брат Белого Царя.
Воины «Дикой» дивизии, черкесы, ингуши, чеченцы, выказывали в боях поистине горское бесстрашие, проявляя полное презрение к смерти. На счету конников были захваченные орудия и пулеметы, изрубленные цепи вражеской пехоты и даже удачные атаки в конном строю на противника, засевшего в окопах, что считалось почти невозможным.
Как вспоминал барон Э. Г. фон Валь: «В то время как во всех армиях существует стремление одевать воинов так, чтобы они были по возможности незаметны на фоне местности, туземцы, по белому снегу атаковали в широких черных бурках».
Однако кавказцы наносили урон противнику не только своей смелостью, но и умением воровать. «После одной ночи, — продолжает фон Валь, — у чеченцев оказалось значительное число заводных лошадей. На вопрос генерала Каледина откуда они, ему рассказали, что чеченцы в темноте забрались к противнику и оттуда их увели».
Интересная деталь — личную охрану Великий Князь Михаил Александрович набирал из чеченцев, отдавая тем самым должное их замечательным данным как воинов. Две чеченские сотни входили и в состав Черкесского полка, которым командовал князь Святополк-Мирский. Это он вместе со своими воинами провел блестящую атаку 15 февраля 1915 года в Карпатах, в которой погиб сам, но был посмертно награжден орденом Св. Георгия. Воины-ингуши участвовали в знаменитом «Брусиловском прорыве» летом 1916 года. Об их отваге и смелости ходили легенды: говорили, что полк горцев стоит целой дивизии.
Известны факты доблестного исполнения своего воинского долга российскими мусульманами, от рядовых до генералов. Командир 166-го пехотного Ровненского полка генерал-майор Р. Сыртланов в феврале 1917 года, перед самым крушением монархии, был посмертно награждён самой почётной и высокой офицерской наградой — Георгиевским крестом 4-й степени за то, что в бою 20 июня 1916 года близ Скробово во время кровопролитного штурма сильно укреплённой позиции, подняв в атаку свой полк, первым оказался на бруствере неприятельского укрепления.
Командир 306-го Мокшанского полка полковник М. Ибрагимов был награждён Георгиевским оружием за то, что 14 мая 1915 года у деревни Загробы взял с бою гребень высот и удерживался на этой позиции в течение трёх дней против превосходившего в силах противника, подавая личный пример храбрости. 2-й эскадрон Крымского конного полка, состоявшего в основном из крымских татар, 10 сентября 1916 года предпринял атаку против германской тяжёлой артиллерийской бригады у деревни Нераговки, изрубил орудийную прислугу и захватил три тяжёлых орудия. Русские офицеры полка давали такую оценку своим подчинённым-татарам: «Хорошие были солдаты, стойкие, отличные в разведке, исполнительные… Все наши татары были великолепные солдаты: исполнительные, добродушные, великолепные товарищи. Честность и порядочность татарская просто могли служить примером, а их прямота и привязанность к своему офицеру и к полку были просто поразительны и достойны подражания».
5 июля 1916 года, во время Рамазана, появился приказ Императора Николая II о должности дивизионного муллы. Вскоре прибывший в Уфу дивизионный имам А. Ягупов сообщал, что «Дух войск великолепный. В настоящее время очень много имамов назначены в войска для совершения необходимых религиозных обрядов». В конце июля 1916 года, когда мусульмане отмечали праздник разговенья (Ураза-Байрам), муфтий Мухаммад-Сафа Баязитов получил Высочайший в ответ на своё верноподданное обращение к Царю: «Благодарю Вас и всех мусульман, собравшихся на торжественное богослужение по случаю праздника Рамазан-Байрама, за молитвы и выражение верноподданнических чувств. Высоко ценю доблесть многочисленных мусульман, сражающихся в рядах нашей храброй армии. НИКОЛАЙ».
За заслуги по организации деятельности мулл в тылу и на фронте в 1916 году Мухаммад-Сафа Баязитов был награждён орденом святого Станислава 2-й степени.
В феврале 1915 года Император Николай II посетил специальный мусульманский госпиталь, расположенный в одном из дворцов Царского Села, и собственноручно наградил отличившихся на фронте раненых воинов. Генерал А. И. Спиридович вспоминал: «В одной из палат лежал солдат 137 пехотного Нежинского полка татарин Шерахудинов, тяжело раненый в грудь и руку. Государь подал ему медаль. Тот громко поблагодарил Государя и сказал: «Ваше Императорское Величество, разрешите Вашу руку поцеловать.» «Это не полагается», ответил, смеясь Государь, но протянул руку и тот набожно приложил ее к губам. Когда, обойдя палату, Государь проходил мимо Шерахудинова к выходу, он сказал ему: «Прощай, желаю тебе скорее поправиться».
Мусульмане глубоко чтили Белого царя, верно служили ему как в мирное, так и в военное время.
Генерал П. Н. Краснова в своей книге посвящённой подвигу русского солдата писал: «Император Вильгельм собрал всех пленных мусульман в отдельный лагерь и, заигрывая с ними, построил им прекрасную каменную мечеть. Я не помню, кто именно был приглашен в этот лагерь, кому хотели продемонстрировать нелюбовь мусульман к русскому «игу» и их довольство в германском плену, но дело кончилось для германцев плачевно. По окончании осмотра образцово содержанного лагеря и мечети на плацу было собрано несколько тысяч русских солдат-мусульман. «А теперь вы спойте нам свою молитву», — сказало осматривающее лицо. Вышли вперед муллы. Пошептались с солдатами. Встрепенулись солдатские массы, подровнялись, и тысячеголосый хор под немецким небом, у стен только что отстроенной мечети дружно грянул «Боже, Царя храни!»
* * *
Свержение и арест Императора Николая II вызвали глубокую печаль у всех верноподданных, в том числе и неправославных. В числе наиболее верных Царю генералов оказалось много прибалтийских немцев: капитан 1-го ранга Граф, генерал Келлер, генерал фон Ренненкампф. Верными оказались и многие мусульмане. Одним из тех, кто отказался направлять предательскую телеграмму Царю с просьбой об отречении был мусульманин генерал Али-Хуссейн Хан Нахичеванский.Когда Царскую Семью сослали в Тобольск, местные татары, собравшись в один из своих праздничных дней во главе с муллой перед домом Узников, отслужили под открытым небом молебствие об их здравии. Бывший тобольский губернатор Н. А. Ордовский-Танаевский вспоминал, что в мартовские дни 1917 г. ночью к нему пришли человек двадцать пять татар и сказали, что до них дошли слухи, что «нет больше Царя на Руси, что Царя, его Жену и Детей арестовали. Нас послали к вам. Собирайте Тобольскую губернию, ведите выручать Царя-Батюшку и Семью».
Говоря об этом феномене, П. С. Лопухин писал в 1939 г.: «Православный человек, с которым соприкасаются иные народы, носит в себе нечто привлекательное. В этой сущности Православия и православного человека и лежит основа русского империализма и умения присоединять к себе народы, не калеча их. Инородцы иногда, может быть, даже больше русских любили их идеалы, например, идею Белого Царя. Идею, конечно, чисто святорусскую. Потрясает отношение к Русскому Царю арабов. «Не думайте, — говорил один палестинец, — что Русский Царь был только русский. Нет, он был также арабский. Царь — всемогущий покровитель и защитник Православного Востока. Пока Он жил, миллионы арабов жили в мире и безопасности». Другой человек написал: «На Него с упованием взирали не только православные арабы, но и мусульмане, зная, что Русский Царь является для них гарантией мирной и благоденственной жизни. Когда же на Ближний Восток дошла весть, что Царя убили, то в трех странах (Сирии, Ливане и Палестине) начались массовые самоубийства. Арабы уже тогда считали, что со смертью Царя Николая кончилась человеческая история, и что жизнь на земле потеряла всякий смысл. Самоубийства достигли такой цифры, что правительства вынуждены были обратиться к народонаселению с особыми предостережениями против «политического безумия». Арабский траур по Царю Николаю длился несколько лет…».
Один русский православный человек вспоминал, что когда до Казани дошли первые известия об убийстве Императора Николая II, то к нему подошёл один татарин-мусульманин спросил: «Правда ли, что Царя-Батюшку, изверги убили?». Получив подтверждение, татарин с какой-то безнадёжностью в голосе сказал: «Всё. Погибла Россия. Мы все погибли». В этот момент, русский человек остро почувствовал, что его и этого татарина-мусульманина объединяет одна общая боль, одна беда: они потеряли Белого Царя, общего отца, которому присягали, которому служили и служба которому делала их одним великим Народом.
http://ei.pravaya.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2465&Itemid=5