Русская линия
14.01.2007 

Обрезание Господне

Обрезание Господне. Сверху образ свт. Василия ВеликогоНа восьмой день после Рождества Христова Православная Церковь празднует Обрезание Господне. В этот день Господь наш Иисус Христос, по ветхозаветному закону и в знак Завета Бога с праотцем Авраамом и его потомками, был обрезан и получил имя Иисус. «Да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами (Быт. 17, 10−14)» — говорит Господь.
Когда над Богомладенцем совершался этот обряд, все своими глазами смогли увидеть, что Он такой же, как и все люди, в Нем такая же, как и во всех, кровь, и такие же, как у всех, члены тела. По толкованию святых отцов, Господь, принял обрезание, чтобы тем самым явить пример людям, как следует исполнять закон, и чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком.
В Православной Церкви обряд обрезания уступил место таинству Крещения. Свидетельства о праздновании Обрезания Господня в Церкви восходят к IV веку. В этот день в русских храмах после Литургии совершается молебен о новолетии, которое началось с того времени, как император Петр I повелел считать начало года с 1 января (1700).
До 1700 г. Новолетие в России праздновалось 1 сентября старого стиля. (Исчисление церковного года и поныне начинается с 1 сентября). По указу Петра I Новый год в России стал начинаться с 1 января. По традиции в этот день совершается молебное пение на Новый год с коленопреклонением.
Праздник Обрезания Господня продолжается один день и соединяется с празднованием памяти святого Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, отчего в народе он известен под именем Васильева дня.

Сергей Александрович Нилус

Сергей Александрович НилусСегодня также день памяти выдающегося русского мыслителя, духовного писателя и общественного деятеля С.А.Нилуса. Он родился 28 августа 1862 г., а скончался в самый канун дня памяти великого светильника земли русской преподобного Серафима Саровского 14 января 1929 г. По воспоминаниям современника, «это была сильная личность, человек блестящий, талантливый музыкант, художник и писатель. Говорил он необыкновенно интересно, взгляды его были глубоки и оригинальны. Его чисто русская душа — нараспашку, с сердцем восторженным, искренно открытым, была готова любить всякого. Идеализировал он кого только мог, при этом попадался, разочаровывался, но был неисправим. При почти постоянном безденежье он умудрялся проявлять самую широкую щедрость. Вера его была непоколебима».

Молиться надо!..

Что-то грозное, стихийное, как тяжелые свинцовые тучи, навалилось непомерною тяжестью над некогда светлым горизонтом Православной Церкви России. Не раз омрачался он: с лишком тысячелетняя жизнь нашей родины не могла пройти без бурь и волнений в области ее духа, но корабль Православия, водимый Духом Святым среди ярившихся косматых волн, смело и уверенно нес Россию к цели ее, намеченной в Предвечном Совете. Стихали бури: и по-прежнему в безбрежном просторе вечности, в неудержимом своем беге к определенной цели наш православный корабль рассекал смирявшиеся и вновь покорные волны.
Бог избрал возвеличенную Им Россию принять и до скончания веков блюсти Православие — истинную веру, принесенную на землю для спасения нашего Господом Иисусом Христом. Мановением Божественной Десницы окрепла Православная Русь на диво и страх врагам бывшим, настоящим и… будущим, но только при этом непременном условии — соблюдении в чистоте и святости своей веры.
С непонятной жаждой новизны стремились мы вступить в новый XX век. Точно некая незримая сила толкала нас разорвать необузданным порывом цепи, связующие наше настоящее со всеми заветами прошлого, насильнически вынуждая забыть, что только в великих заветах прошлого и было заложено зерно той жизни и значения, которыми мы пользуемся в этом видимом мире. Наши первые шаги на пути нового столетия ознаменовались ярко и резко выраженными стремлениями сбросить с себя ярмо устоев нашей духовной жизни, — и в безумии своем мы первый удар нанесли под самое сердце свое в наше Православие. Эпопея воинствующей толстовщины, проповеди непризванных лжеучителей, направленные к разрушению семейных начал, к осквернению таинства брака; наконец, в недавние дни откровенная и открытая проповедь «свободного совращения из Православия» и им подобные, как туча отравленных змеиным ядом стрел, пущенная несметною ратью из вражеского стана, укрепленного почти поголовным равнодушием к вере наших отцов, закрыла от нас, кажется, навсегда свет Самого Солнца правды…

Из книги С.А.Нилуса «Великое в малом» (1901)



Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru