Русская линия
03.04.2003 

О богословском образовании в Англии

Из опыта студента Санкт-Петербургской Духовной Академии
Доброй традицией Санкт-Петербургских Духовных школ является взаимообмен студентами с различными высшими зарубежными учебными заведениями. Так благословению Ректора СПбДАиС Епископа Тихвинского Константина на богословском факультете университета города Кембриджа обучался студент IV курса Академии Никитин Эдуард. За два года своего пребывания в Англии, находясь в стенах элитной, старинной школы, наш студент мог в полной мере изучить жизнь и учебные традиции английского образования. Со своими мыслями и выводами он делится с читателями нашего официального академического сайта.
Сразу нужно сказать, что говорить об образовании в Англии это то же, что говорить о мире со всем его многообразием, оттенками и особенностями. Так и в Британской системе образования существует множество направлений, традиций и течений от самых консервативных, со строжайшей дисциплиной до совсем либеральных, когда студенту можно не посещать лекции, а просто записать нужный материал, который ночью транслируется по телевизору, на свой видеомагнитофон, написать несколько сочинений и приехать для сдачи экзаменов.
Но не будем вдаваться в крайности и перейдем к системе образования и студенческой жизни в Британии, по крайней мере, какими они показались мне за время учебы 2000−2002 гг. в Кембриджском университете, который на данный момент является лучшим в Британии, и даже обогнал своего «старшего брата», каким является университет в Оксфорде. Эти университеты являются лучшими в Соединенном Королевстве, поэтому любой английский подросток может только мечтать об учебе там. Поскольку требования для поступления туда настолько высоки, то большинство школьников, чтобы ни тратить, ни время, ни деньги просто не подают туда документы. До недавнего времени подавляющее большинство студентов в этих университетах состояло из выпускников частных школ, в которых как образование, так и плата далеко не всем по карману.
Сразу хочу развеять ложное представление об этих университетах как двух огромных зданиях наподобие МГУ. Многие приезжают в Кембридж или Оксфорд и задают вопрос: «а где же собственно университет»". Так вот университет собственно состоит из множества различных колледжей, каждый, из которых имеет не только свою историю, но и свою инфраструктуру с определенными правилами, которых студенты обязаны придерживаться. Есть, например такие колледжи, в которых учатся только девушки или колледжи, которые набирают только студентов аспирантов, то есть тех, кто уже окончил университет и получил степень бакалавра. В каждом из колледжей есть свой ректор и преподаватели, которые могут преподавать как в своем колледже, так и в других местах. Следовательно, и студенты могут посещать лекции в других колледжах. Для этого почти все студенты пользуются велосипедами, поэтому по утрам из-за огромного наплыва велосипедов Кембридж превращается в маленький Пекин или Гонконг.
Теперь несколько слов о системе лекций и подходе к занятиям. Честно скажу, что мне стоило немалых усилий настроиться на британскую систему образования. Она весьма отличается от российской системы. В своем процессе обучения студент участвует целиком и полностью, начиная с того, какие лекции он хочет посещать, т. е. он решает, какие предметы ему собственно нужны. Поэтому он может выбрать даже большее количество предметов, чем предполагается его программой, за что он и получит соответственно большее количество так называемых кредитов, которые суммируются и учитываются при присвоении ему той или иной ученой степени.
Очень важное, я бы сказал, ключевое значение в жизни студента несет его способность планировать свой рабочий день и правильно организовать свое время. Бывали случаи, когда студенты, которые не могли это сделать, должны были покинуть университет, поскольку они не могли идти в ногу с программой. Проще говоря, их отчисляли за неуспеваемость, поскольку в основе всей системы лежит довольно простой принцип: престиж Университета не обусловлен его местоположением или его красивыми корпусами, а прямо пропорционален уровню и качеству знаний получаемых там, следовательно, чем престижнее университет, тем выше стандарты и запросы к учащемуся в нем студенту.
Конечно, большую роль здесь играют способности студента, которые выявляются еще до поступления в университет, но самым главным, на мой взгляд, является трудолюбие, интерес и, можно сказать, любовь к дисциплинам, поскольку в процессе обучения есть элемент своего рода творчества. Студент не просто следует программе обучения, а можно сказать является ее частью, живет в ней. Здесь ему предоставляется своего рода свобода, которую, нужно использовать правильно.
Если студент не знает, чего он хочет от курса выбранного им, какие книги ему нужно прочитать полностью, а какие только просмотреть или выбрать несколько глав, то человек теряется и может отстать от программы, поскольку лекции проходят с участием студентов. К ним готовятся не только преподаватели, но и сами студенты. Так, что во время лекции студенты могут дискутировать, высказывать свои соображения и под руководством преподавателя или докладчика (из числа студентов) приходят к тому или иному выводу. Это все может показаться странным нашему студенту, если не учитывать тот факт, что только к одной лекции студенты должны прочитать несколько книг и статей, чтобы уже полностью ориентироваться в теме, которая будет обсуждаться на уроке. Преподаватель, как специалист, только знакомит студентов с нюансами или особенностями проблематики того или иного вопроса. Но, как я уже сказал в самом начале, существуют различные стили и подходы к образованию. Так и здесь каждый преподаватель ставит перед собой определенные задачи и соответственно выбирает метод, который он будет использовать во время лекций. Если он, к примеру, посчитает что тема слишком сложна для самостоятельного изучения, то он в начале проведет предварительную лекцию, для того, чтобы ознакомить студентов с основным материалом, а уже потом перейдет к дополнительному.
Другим немаловажным аспектом английского образования являются сочинения. Они преследуют студентов повсюду. Даже сами экзамены сдаются письменно. Устную речь студента можно услышать только тогда, когда он представляет доклад или ведет дискуссию. Причем есть такие сочинения, за которые оценки даже и не ставятся. Студенты их пишут только для своих преподавателей и тьюторов. (Кстати к ним мы еще вернемся, поскольку они являются классическим элементом английского образования.) Так вот, сочинения отражают все успехи или неудачи студента и являются индикатором усвоения материала. Потому к проверке сочинений англичане относятся с очень большой ответственностью и вниманием.
Проверяют сочинения как минимум два человека, один является преподавателем, который дал темы сочинений, а второй, как говорится, «человек со стороны», который хотя и является специалистом, но не имеет отношения к тому или иному колледжу. Интересный факт, что сочинения проверяются без титульного листа, так что проверяющий не знает, кем сочинение было написано. В этом случае, на мой взгляд, больше всего страдают иностранцы, так как к ним нет никаких поблажек, и преподаватель не знает, что сочинение было написано иностранцем. Мы не будем вдаваться в целую тему относительно Кембриджских стандартов на уровень знания английского языка. Скажу только то, что уровень знания языка должен быть действительно высоким и, причем во всех направлениях, который проверяется на специальном экзамене перед зачислением в университет. (Этот экзамен можно сдать и в России, в Британском совете).
Теперь мне хотелось бы поговорить о тьюторах или воспитателях, которые руководят жизнью студента, причем в полном объеме, начиная от советов при выборе программы лекций или курсов и кончая личной жизнью студентов. Когда у студента возникают проблемы со временем или он переживает сложный период своей жизни, то он всегда может поговорить со своим тьютором, который даст ему дельный совет, поскольку он сам был студентом и знает все тонкости академической жизни.
Институт тьюторов берет свое начало со времени основания университета, когда у каждого профессора были свои ученики, которые жили рядом и шли, как говорится по его стопам. Живя, учась и становясь вместе на молитву со своим учителем, студенты перенимали от него все, что было возможным, и позже вполне могли называться его учениками и преемниками. Но со временем университеты стали больше, и количество студентов тоже возросло, но институт тьюторов, хотя и в измененном виде, остался. Ведь университет в Англии это не просто лекции и домашнее задание — это жизнь, которая воспитывает студента, так что он становится его питомцем и с благодарностью, можно даже сказать с гордостью, вспоминает свою Alma Mater.
Среди многочисленных колледжей университета вы всегда найдете несколько богословских, в которых студенты изучают преимущественно богословские или связанные с богословием дисциплины. В большинстве случаев эти колледжи принадлежат государственной Англиканской Церкви, но только юридически. В действительности же они весьма независимы от неё как в финансовом плане, так и в богословском, поскольку, как известно внутри Англиканской Церкви существуют различные богословские направления. Кроме англиканских колледжей можно встретить колледжи, принадлежащие другим деноминациям, таким как, к примеру, Методизму или Реформатской церкови. Они являются независимыми от университета, но в той или иной мере принимают своё участие в его духовной жизни.
Одной из особенностей английских колледжей является то, что в каждом из них есть церковь, причем церкви существуют даже в самых современных построенных из стекла и бетона колледжах. К ним в обязательном порядке прикреплен священник, так называемый капеллан, который опекает студенческую общину и совершает службы почти каждый день. Так, например, в церкви всемирно известного Королевского Колледжа каждый день совершается вечернее богослужение, и люди со всего мира приезжают туда, чтобы послушать прекрасный церковный хор этого Колледжа.
Разумеется, в богословских колледжах внимание к духовной жизни уделяется больше по сравнению с другими колледжами. Поэтому, кроме капеллана, который несет ответственность за правильное проведение богослужений и организацию духовной жизни колледжа, существует и духовный руководитель, которого мы бы назвали духовником колледжа. К нему студенты обращаются за духовным советом, причем это все происходит не в виде Таинства, поскольку такового в Англиканской церкви нет, а в виде обычного разговора, в котором опытный преподаватель помогает студенту разобраться в духовных вопросах.
В распорядок дня богословского колледжа кроме лекций входят утренние молитвы, присутствие на которых обязательно, причем даже для тех студентов, которые живут за пределами колледжа и добираются в колледж на машинах. Как правило, такие студенты уже женаты или замужем и живут с детьми на квартирах или снимают дома за городом.
Существует также и вечерняя молитва, но она не является обязательной по той причине, что студенты колледжа могут быть заняты до позднего вечера и по различным причинам таким как поздние лекции, консультации с тьюторами или другими преподавателями, просто не имеют возможности добраться назад в колледж. Это так же связанно с тем, что у каждого из студентов колледжа есть своя программа занятий, число лекций, сочинений, семинаров и экзаменов, которые могут отличаться от программы других студентов. По причине большой загруженности и насыщенности академической программы студентов руководство колледжа старается, чтобы студенты жили не только академической, но и духовной жизнью, для этого все студенты по субботам и воскресениям несут послушания на различных приходах города и вокруг него.
В каждом колледже студенты объединены в союзы или студенческие общины, в которых есть и председатель и секретарь и казначей, который заведует общей казной. Так вот эта студенческая община живет вполне самостоятельной жизнью. Каждый студент колледжа несет, какую либо хозяйственную ответственность. Например, есть ответственный за количество человек питающихся в столовой, некоторые студенты выполняют работу обслуживающего персонала. Есть студенты, которые отвечают за стоянку для машин перед колледжем или за клумбы и газоны колледжа. Был даже один учащийся, который заботился о переработке мусора, но эту должность вскоре упразднили по причине того, что сами студенты могут быть в этом плане более сознательны. В целом, львиная доля хозяйственных работ в колледже выполняется руками самих же студентов, причем к моему искреннему удивлению все делается добросовестно и прилежно без какого — либо контроля со стороны администрации колледжа.
Не стоит, конечно, думать, что английские студенты это «зубрилы», которые полностью погружены в свою учебу. Веселиться они тоже умеют очень хорошо. В каждом колледже студенты устраивают вечеринки и отмечают различные праздники, на которых веселится весь колледж, поскольку колледж это как большая семья, где все должны радоваться вместе.
Существуют в академической среде два особенных праздника, которые и празднуются по особенному, а именно Рождество и выпускной или майский бал, который по непонятной мне причине во всех колледжах происходит в июне. Отмечаются эти праздники во всех колледжах по-разному. Все зависит от финансового состояния колледжа и, естественно, желания студентов потратиться на такое мероприятие, так как чем пышнее банкет, тем больше денег уйдет из кармана студента. Но обычно никто не скупится в этих случаях, и в это время года Кембридж превращается из одного из интеллектуальных центров Британии в город празднеств и веселья, когда на улицах можно встретить множество элегантно одетых студентов и выпускников в костюмах с бабочками и вечерних платьях. Действительно, студентам-выпускникам есть чему радоваться, ведь этого дня они ждали несколько лет, к нему они шли через огромное количество работы, сотни прочитанных и перечитанных книг, через бессонные ночи перед зачетами и экзаменами. И можно с уверенностью сказать, что этот день они заслужили и теперь держат в руках свою награду, которой они по праву могут гордиться — диплом одного из самых престижных университетов мира.
Пресс-служба СПбДАиС

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru