Русская линия | 08.04.2009 |
Отмечая, что сегодня практически всем становится очевидной необходимость «что-то изменить», владыка призывает задуматься «на что можно и должно нам опереться в это непростой ситуации». Архиепископ Викентий напомнил, что в преддверии кризиса 1998 года в стране произошли очень важные изменения: с одной стороны «миллионы людей пришли в Церковь, началось восстановление и строительство храмов и монастырей, стали невиданными доселе тиражами издаваться Евангелия, молитвословы, православная святоотеческая литература»; а с другой — «многие и многие поддались многообразным искушениям мира сего, и в первую очередь, поверили в возможность мгновенно разбогатеть за счет ваучеров и финансовых пирамид, за счет раздела всего государственного имущества, созданного трудами нескольких поколений».
В итоге, констатирует архипастырь, обогатиться удалось лишь единицам, а подавляющее большинство ждало жестокое разочарование, а часто и жизненное крушение. «Но, к сожалению, этот горький жизненный урок не был понят и усвоен нами. Символом жизненного успеха по-прежнему считается тот, кто ловок и не обременен нравственными тормозами вместо того, кто умеет трудиться и созидать. При этом спекулянт получает в итоге своих афер больше, чем производитель, на деятельности которого этот спекулянт наживается. Сегодня на одно нашего соотечественника, который трудится на земле или в заводском цехе приходится несколько тех, кто дает разрешение на такую деятельность, кто контролирует ее итоги, кто перепродает сделанное, кто играет на бирже, кто обеспечивает всем этим ничего не создающим людям возможность утолять любые свои желания и страсти. Горькое отношение народа к такой „экономике“ ясно выражено в пословице: „Один с сошкой, семеро с ложкой“», — говорится в архиерейском послании.
Напомнив соотечественникам о том, как все эти годы разрушалось отечественное производство и сельское хозяйство, владыка Викентий резюмирует: «И не приходится удивляться, что еще через 10 лет после 1998 года на нашу многострадальную землю вновь пришел экономический кризис».
Но самым трагическим архипастырь называет то, что «ныне, когда эти разрушительные для государства тенденции нарастают, мы видим в экономической жизни все новые примеры того, как ради достижения сиюминутной выгоды запредельно завышаются цены на товары и услуги, как один партнер стремится разорить другого, только чтобы получить его собственность по более низкой цене, как ради сохранения собственных высоких доходов увольняют, выбрасывают на улицу тысячи людей. Процветает человеконенавистнический принцип „Падающего — толкни“».
«Одновременно мы видим, как нарастают разрушительные перемены в нравственной сфере жизни общества. Россия вышла на первое место в мире по потреблению алкоголя на душу населения, на первое место по СПИДу в Европе и на одно из первых мест в мире по абортам… Греховные пороки, духовная пустота, а в конечном итоге, непонимание смысла жизни и встречающихся на нашем жизненном пути испытаний приводит наших современников к самоубийствам. При этом Россия в последнее время находится в мировых лидерах по количеству самоубийств. Всего с 1995 по 2003 год в России покончили с собой 500 тыс. человек. Если учесть, что, по статистике, из 20 попыток самоубийства только одна приводит к смерти, то получается, что за последние годы 10 миллионов наших сограждан пытались наложить на себя руки», — напоминает владыка Викентий печальную статистику.
При этом пишет владыка, отрезвления народа не происходит, люди пытаются «отгородиться, спрятаться от надвигающихся грозных перемен в продолжении привычной круговерти жизни», не слыша обличения Божия: «Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, — повернулись назад. Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем. Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими.» (Ис. 1, 4−7).
Рассуждая о необходимости государственных решений по ряду насущных экономических и социальных вопросов, владыка Викентий вместе с тем указывает на особое значение решения проблемы потери нравственного начала в жизни людей. «Многие и многие наши соотечественники разучились трудиться. Они готовы скорее долгие месяцы пребывать без работы, довольствоваться мизерным пособием, чем начать осваивать новую рабочую специальность. Потому уместно вспомнить и то, что кризисом врачи называют момент, когда больной или умирает, или начинает поправляться. И это касается сегодня каждого из нас: и тех, кого уже затронул кризис, и тех, кому это еще предстоит. Все указывает на то, что мы находимся сегодня именно на таком последнем, определяющем рубеже», — заметил архипастырь.
Говоря о пессимистичных прогнозах экономистов на ближайшее будущее, владыка указывает на то, что нам «следует помнить и то, что за свою многовековую историю наша Родина не раз сталкивалась с трудностями и невзгодами. Но всегда выходила из них окрепшей, потому что наши благочестивые предки в подобных обстояниях искали выхода, в первую очередь, не в политических или экономических решениях, но в нелицемерном осознании своих грехов, в покаянии и исправлении жизни своей». «На все вопросы века сего отвечают нам слова Евангельские: „…наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам“ (Лк.12, 31). Только опираясь на опыт наших благочестивых предков, на Веру Православную, на Веру Отеческую мы сможем пройти предстоящие нам испытания», — резюмирует владыка Викентий.
«Грозные события сегодняшнего дня дают нам шанс осознать, что, с одной стороны, мы слабы пока не примем в сердце слова Господни „…без Меня не можете делать ничего“ (Ин.15, 5), а, с другой стороны, прибегая к помощи Божией мы можем все преодолеть, ибо „невозможное человекам возможно Богу“ (Лк.18, 27). Только придя в храм Божий, в эту поистине лечебницу духовную, только прибегая к Таинствам Церковным, мы сможем исцелиться от своих немощей, изменить свою жизнь так, чтобы „отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины“ (Еф. 4, 22−24)», — призывает архипастырь.
«Все мы призваны именно в поте лица своего добывать хлеб свой (Быт.3:19). Достижения науки и техники только облегчают нам наши усилия, но никак не отменяют значения труда. И знаменательно, что человек, возделывающий землю или трудящийся у станка, менее склонен ко греху, по сравнению с тем, кто стремиться получить „легкие деньги“ за счет спекуляции или мошенничества. Мы видим, что все эти „легкие деньги“ получаются за счет использования немощей и страстей людей, а то и прямо путем преступления. И грабеж остается грабежом, пусть он и совершается с помощью современных электронных систем или путем использования несовершенства наших законов, незнания трудящимся человеком своих прав и так далее. Дорогие братья и сестры! Нам надо опасаться искушения идти этим пагубным путем, которым, к сожалению, идут многие… Мы должны осознать, что наши проблемы созданы именно нами… Мы должны осознать, что Господь в милосердии своем дает нам шанс измениться, вступить на спасительный путь. Для этого Ему приходится вырвать нас из привычной суеты, из мнимого внешнего благополучия, за которым скрывается неблагополучие душевное. Господь через трудности экономического кризиса дает нам возможность осознать ответственность за наших ближних, за наших детей и родителей. Когда денег становится меньше, некоторым становится легче осознать, что раньше они тратили их на совершенно ненужное. Когда на рабочих местах остаются только самые умелые специалисты, волей неволей приходится задуматься о том, что может быть другая профессия будет основой твердого заработка. И особенно важно осознать, что не нашей гордыней и амбициями, а трудом и упованием на осознании воли Божией достигается уверенность в завтрашнем дне», — говорится в послании.
«Конечно, менять свою жизнь трудно. Но если мы хотим достигнуть благополучия духовного, спокойствия совести и уверенности в завтрашнем дне надо проявить труд и терпение… Дорогие братья и сестры! Если мы упустим этот шанс глубоко осмыслить и изменить свою жизнь, то закономерно можем ожидать еще более грозного вразумления Божия, еще больших невзгод для нашего Отечества… Только в корне изменив свою жизнь, только строя свою жизнь на прочном фундаменте Веры, честности, добродетели, мы можем надеяться на возрождение России в былой мощи, как духовной, так и экономической… Вступим же с решимостью на этот единственно спасительный путь», — заключает архиепископ Викентий.
Русская линия