Русская линия
01.11.2002 

О ПРОПАГАНДЕ

И в приветствии Председателя Центрального Совета и в передовой статье Александра Ивановича, опубликованной в новом номере газеты «Десятина», со всей серьёзностью ставится вопрос о глобальной информационной войне, которая давно уже ведется Северо-Американскими Соединенными штатами по всему миру для достижение мирового господства в сфере информации и идеологии. Естественно, признавая сам факт ведения такой войны, мы не можем оставаться равнодушными к нему, так как речь идет о реальном ущербе, вызванного информационной войной, которая ведется и против самостоятельности каждого из нас персонально, и против наших семей и их духовного благосостояния, и против нашего общества, и против русского народа, и против России в целом. Для всестороннего и глубокого осмысления этого вопроса нам надо необходимо в первую очередь разобраться в характере этой войны, в средствах и методах её ведения. Неотъемлемой частью информационной войны является война психологическая, хорошо известная большинству присутствующим, получившим военное образование или проходившим срочную службу в Вооруженных Силах Советского Союза. В своё время на политзанятиях и на политинформациях проблема психологической войны затрагивалась постоянно. Важнейшим методом ведения психологической войны является пропаганда и одно из её ответвлений спецпропаганда. Кстати, Ваш покорный слуга по ВУСу в военном билете является специалистом в этой области.

В изложении любой темы всегда первоначально полезно договориться о словах, то есть о терминах и понятиях, об их этимологии и границах. И так: что такое пропаганда:

Словарь иностранных слов предлагает нам следующую формулировку:

«ПРОПАГАНДА [лат. propaganda < propagare распространять] - распространение и углубленное разъяснение каких-либо идей, учений, взглядов, знаний; идейное воздействие на широкие массы» (Словарь иностранных слов. Издание 11-е. М., Русский Язык, 1984, с. 403).

Углубляясь в этимологию однокорневых латинских слов в «Латинско-русском словаре» О. Петрученко (М., 1914) мы узнаём:

«Propagatio, propagatonis ж.р. I) отодвигание вообще, а) расширение, распространение (к границам) b) продление, продолжение (ко времени). — II) рассаживание, разведение растений, переносно — размножение рода, передача из рода в род, например, имени.

Propagator, propagatoris, продолжающий, виновник продления.

1. Propago, propagavi, propagatum, propagareотодвигать, I) вообще, только переносно, а) в простанстве, расширять, распространять. b) по времени продолжать, продлить… II) рассаживать, разводить деревья, переносно …завещать

2. Propago, propaginis I) отведок, отросток, особенно виноградный. — II) переносно об одушевленном — потомок, дитяч, дети, род, потомство, отсюда virorum propagines — родословная" (с. 509)

Кроме того нас интересует и значение корня «pag». В том же словаре мы находим:

«Pagina — лист бумаги, страница [как английское page].

Pagus, pagi I) село, деревня, II) волость, округ, область, кантон" (с. 443). То есть в абстргировании этот корень «паг» связан с пространственными понятиями — будь то область или бумажная страница. Хотя и родственно понятию «paganus» — селянин, крестьянин.

Профессор истории Л.С.Ильинская в своем словаре «Латинское наследие в русском языке» дает следующее пояснение: «употребление слова „пропаганда“ в современном значении восходит к середине XVII века, когда римским папой Урбаном был издан документ о необходимости распространения веры — de propaganda fide» (Ильнская Л.С. Латинское наследие в Русском языке. Словарь-справочник. Часть 2. М., Глосса, 1999, с. 278).

Таким образом не открывая ничего нового мы можем сказать, что непосредственно для нас пропаганда является комплексом методов и средств для распространения и популяризации преимущественно учения Церкви, политических идей, нашей общественной идеологии и информации о мире и нашей деятельности в духовно-просветительских целях. Мы конечно не будем употреблять слово пропаганда в значении «распространение Православной Веры», у нас в русском и церковно-славянском языках есть для этого иные более высокие выражения. Но то, что относится к прагматической практике, к повседневной духовно-просветительской деятельности (что является неотъемлемой частью великого дела распространения Православной Веры среди неверующих и иноверцев) слово «пропаганда» вполне употребимо.

Пропаганда есть организованное и целенаправленное вербальное, то есть словесное, образное, идейное и иное информационное воздействие на определенную аудиторию как непосредственно на разного рода собраниях и других массовых мероприятиях, так и с помощью всех разновидностей средств массовой информации и средств коммуникации. Таким образом использование пропаганды участниками Общероссийского общественного движения «Россия Православная» в соответствии с уставными целями и задачами нашего Движения можно классифицировать по следующим четырём направлениям.

1) Пропаганда учения Православной Церкви и деятельности Русской Православной Церкви.

2) Пропаганда православно-патриотических воззрений общегосударственного значения, связанных с формированием новой государственной идеологии России, опирающейся на традиционные ценности нашей исторической государственности и учение Православной Церкви о государстве.

3) Пропаганда общественной деятельности нашего Движения с целью вовлечения в его орбиту большего числа сограждан.

4) Пропаганда наиболее действенных пропагандистских методов среди самих участников нашего Движения.

5) Контрпропаганда.

Средствами нашей пропаганды являются:

1) Массовые мероприятия Движения, как указанные в нашем Уставе, так и иные, пока не занесенные туда. Это — отчетно-перевыборные, научно-богословские или духовно-просветительские конференции, Соборы православных мирян, собрания и тематические вечера, массовые шествия и митинги, выставки, Покровские общественные чтения, Фестиваль православных искусств «Россия Православная», групповые и индивидуальные катехизические беседы.

2) Средства массовой информации нашего Движения — в первую очередь газета «Десятина», фото-приложение «Десятина», радиопередача «Десятина», альманах «Дело Веры», книги и брошюры издательского дома «Купина», аудио- и видиокассеты и диски, выпускаемые Движением, интернет-сайт «Россия Православная» — в процессе подготовки, журнал «Россия Православная», который пока из-за нехватки средств ещё не увидел света, но сама идеология этого издания вполне сформирована и сам журнал зарегистрирован, планируемая телепрограмма «Десятина» или «Россия Православная».

3) Средства массовой информации по духу родственные нам, которые пока эпизодически и не регулярно предоставляют свои возможности для пропаганды Движения. Это газеты «Русский Вестник», «Русь Православная», «Победа», журнал и телепередача «Русский Дом», интернет-агентство «Русская линия», журнал «Православная беседа» и целый ряд епархиальных и областных изданий, которые довольно часто публикуют наши материалы. Мой перечень неполон.

4) Иные средства массовой информации — особенно военных ведомств и системы МВД, в которых появляются материалы о нашем Движении. А так порой совершенно чужды по духу нам СМИ, которые в своих пропагандистских целях или просто в связи с информационными поводами публикуют информацию о нашем Движении.

5) Иные массовые мероприятия, устраиваемые не по прямой инициативе Движения, но в которых наше Движение принимает участие, так как цели и задачи этих мероприятий, совпадают с целями и задачами Движения.

Безусловно самым главным и самым мощным средством ведения нашей пропаганды на сегодняшний день является газета православных мирян «Десятина». Конечно, если бы мы со временем будем располагать телефэфиром, сила воздействия может переместиться на такую телепередачу. Но даже в этом случае значение нашей газеты не умалится.

Поэтому кратко хочу остановиться на сегодняшних возможностях газеты «Десятина». Всего вышло 72 номера. В этом году мы опубликовали 9 восьмиполосных номеров «Десятины». Это, увы, тот максимум, который мы смогли себе позволить, ограниченные в средствах, так как газета нашего типа по определению не может быть прибыльной или существовать за счет рекламы. Таким образом в этом году мы выпустили 72 газетных полосы, каждая из которых вмещает около 25−30 тысяч знаков и какое-то необходимо количество иллюстраций. По формальному счету объем очень незначительный, если смотреть на него в количественном отношении — всего 2 миллиона 16 тысяч знаков или около 50 условных печатных листов, что равно солидному книжному тому, но не более того. В связи с этим мы должны предельно ответственно относиться к пропагандистской организации и реализации этого информационного пространства. Если смотреть на эти данные с точки зрения условий глобальной информационной войны, то, на мой взгляд, повысить качество нашего пропагандистского воздействия при существующих материальных параметрах можно за счет:

1) максимально рационального использования этой площади повысив требование к публикуемым материалам,

А) в смысле соответствия содержания каждого материала целям и задачам нашего Движения и целям и задачам нашей пропаганды;

Б) в смысле усиления и концентрации пропагандистских качеств каждого материала, мы не можем публиковать «воду»;

2) планирования пропагандистской стратегии «Десятины» на год, на полгода и на квартал;

3) прогнозирования сезонных колебаний политической и общественной активности нашей аудитории.

Именно планирование и разного рода прогнозирование могло бы нам помочь в улучшении нашей пропаганды, в организации плановых и проработанных военно-информационных действий, а в результате успешного осуществления каких-то военно-информационных акций привлечь к взаимодействию и иные православно-патриотические СМИ к более активному сотрудничеству.

И ещё одно важное качество боевой информационной пропаганды. Она должна руководствоваться единой идеологией и не противоречить самой себе в своих конкретных проявлениях, в отдельных материалах, то есть пропаганда должна быть симфоничной, согласованной внутри себя. Плюрализм для нас непозволительная роскошь. Благодарю за внимание.

31 Октября 2002 года по Р.Х.

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru