Русская линия
01.08.2003 

Православие в России и за рубежом: результаты опроса

«Regions.Ru» проводило опрос посетителей сайта на тему «Православие в России и зарубежье». Первый вопрос, который был задан — «Верующий ли Вы?». Рунет оказался более православным, чем можно было бы ожидать: почти половина опрошенных (46%) назвали себя православными. Впрочем, как видно из ответов на другие вопросы, для значительной части посетителей «православный» — не столько религиозная, сколько культурная характеристика.
Следующая по величине группа — атеисты (14%). Почти столько же (13%) оказалось «просто верующих» — иначе говоря, тех, кто в Бога верует, но ни к какой определенной конфессии не принадлежит. Мусульман оказалось неожиданно мало (4%), однако здесь могло сказаться неравномерное распределение пользователей интернета по регионам. Приверженцев прочих конфессий оказалось совсем немного: протестанты (3%), католики (2%), буддисты (1%). 6% опрошенных исповедуют религии, которых не было в списке. 8% до сих пор не решили для себя столь важный вопрос.
Ответы на следующий вопрос — «Должно ли православие иметь особый статус в России?» — наглядно демонстрируют наличие в российском обществе серьезных идейных разногласий. Почти половина опрошенных (42%) придерживается современных либеральных ценностей: «У нас светское государство — все религии должны быть равны». Чуть больше оказалось тех, кто полагает, что государство должно видеть разницу между православием и теми культами, которые не укоренены в истории России. 29% опрошенных считают, что Россия должна оставаться православной страной, и еще 20% - что православие может делить свой особый статус только с традиционными религиями. Воинствующих безбожников, полагающих, что религию нужно вообще запретить, оказалось всего 3%. Столько же оказалось и безразличных к этой проблеме.
Следующий вопрос был посвящен теме, активно обсуждаемой в СМИ: «Что Вы думаете о введении в школах предмета «Основы православной культуры»? Аудитория опять разделилась почти ровно пополам. 49% высказались за введение этого предмета. При этом 39% считают, что духовные истоки русской культуры должны знать все, 9% рассматривают этот предмет как несовершенную замену Закона Божия, а небольшая доля опрошенных (1%) с некоторым злорадством отвечает: «Изучали же мы историю КПСС, пусть молодые тоже помучаются».
45% возражают против введения «Основ православной культуры». При этом 33% считают, что желающие могут изучать православие в воскресных школах, а 12% выступают с позиций воинствующего атеизма, заявляя, что нельзя пропагандировать «клерикальное мракобесие». Как и в предыдущем вопросе, безразличных оказалось 3%.
Следующий вопрос предлагал спрогнозировать, к чему может привести введение этого предмета в школах. Сторонники «Основ православной культуры» рассчитывают на то, что изучение этого предмета приведет: к повышению уровня духовности и культуры (35%), к появлению в России первого нравственного поколения (6%) и даже к возрождению ее былого величия (5%). 3% предполагают, что укрепятся политические и экономические позиции РПЦ, — на этом могли сойтись как сторонники, так и противники изучения православия в школах.
С большим пессимизмом смотрят на проблему 39% опрошенных. Они предрекают раскол общества по религиозному признаку (17%), преследования инакомыслящих (9%), упадок наук и культуры (6%) и, как реакцию на принудительное внедрение религии — всплеск атеизма среди молодежи (7%). Не отважились дать свой прогноз 6%.
Ответы на вопрос «Существует ли опасность религиозных конфликтов в России?» отразили обеспокоенность общества этой проблемой. В той или иной степени реальность такой опасности признали 79% опрошенных. При этом 19% отмечают, что такой вариант развития событий возможен лишь как побочный эффект от других конфликтов, а 14%, напротив, считает возникновение религиозных конфликтов неизбежностью.
Не верят в возможность столкновений на религиозной почве лишь 4% опрошенных и еще 2% затруднились с ответом.
Еще одна тема, активно обсуждаемая в СМИ — конфликт Московской патриархии и Ватикана. С крайних позиций его оценивают 14% опрошенных: 10% - в пользу православных, 4% - в пользу католиков. Наиболее спокойных взглядов придерживается самая многочисленная группа (29%) — они считают, что эта проблема существует и ее надо решать. Между тем, почти столько же посетителей (24%) настроены крайне антиклерикально и полагают, что этот конфликт вызван корыстными интересами духовенства. Вообще не видят поводов для конфликта 14%, которые полагают, что все религии одинаковы. Прямо выразили свое безразличие 5% и 11% признались в своей неосведомленности.
Межконфессиональные отношения затрагивались и в следующем вопросе «С кем Русской Православной церкви нужно искать объединения или союза?». Ответы на него показали распространенность экуменических настроений в российском обществе. Ровно четверть опрошенных предлагают объединиться всем христианам и почти столько же (24%) — вообще всем верующим. Часть посетителей строже учитывает различия между конфессиями и ищет союзников среди православных церквей России (РПЦЗ, РИПЦ) -13%, а также среди православных иных юрисдикций — 7%. Объединиться с католиками согласен лишь 1%. Союз с религиями авраамического корня (иудаизм, ислам) предлагают 3%. Небольшая часть опрошенных (2%) считает, что РПЦ лучше сотрудничать с чиновниками и олигархами. 13% уверены, что православной Церкви союзники вообще не нужны, а 8% не берутся давать советы в столь щекотливом вопросе.
Ответы на следующий вопрос — в чем состоит миссия православной Церкви за границей — еще раз показали, что православие для большинства россиян — не столько религия, сколько составная часть национальной культуры. Каждый пятый полагает, что Церковь прежде всего призвана сохранять культурную идентичность русских диаспор. Еще 5% рассматривают ее в качестве проводника интересов России на Западе. 15% опрошенных считают для православной Церкви главной миротворческую деятельность, 5% - культурную.
Как религиозный институт в строгом смысле слова рассматривает православие 31% посетителей. Из них 12% предлагают церкви консолидировать всех христиан. Остальные настаивают на исключительности православия: 11% воспринимают его как некий островок истинной веры, противопоставленный как «растленному» Западу, так и «продажной» РПЦ; а 8% предлагают сосредоточиться на миссионерской деятельности.
13% опрошенных не верят, что у Церкви вообще могут быть иные интересы, кроме корыстных. 5% затруднились с ответом.
И, наконец, последний вопрос касался темы: православие и интернет. Судя по ответам, пока что православные сайты в Рунете не особенно заметны. Почти четверть опрошенных (23%) никогда с ними не сталкивались. Еще больше оказалось таких, кто, может быть, и видел, но не заинтересовался православными ресурсами сети: «Чего только в Сети не найдешь-» ответили 22%, а 12% добавили: «Хорошо хоть спам не рассылают».
Заинтересованность этой проблемой выказали 38% опрошенных. Из них только 6% удовлетворены тем, как русское православие представлено во Всемирной паутине. 7% критично заметили: «Православных сайтов полно, а порядку в них нет». Видимо, именно этим вызвано пожелание четверти посетителей, чтобы в Рунете было создано целостное православное информационное пространство. Впрочем, 1% испытывает раздражение от самого факта присутствия православия в интернете.
Regions.Ru

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru