Русская линия
Русская Правда Максим Кузеванов15.05.2003 

Церковная смута или вселенская схизма?
Филарет Денисенко пытается собрать «интернационал» раскольников

«Филаретовщина» — имя, которое можно отнести уже к целой эпохе в истории Церкви и которое характеризует особую форму поведения и мировоззрения некоторых ее представителей. Если быть точнее, «филаретовщина» — это особая форма предательства Церкви, «церковный атеизм» сопряженный с политической коньюктурой времени, где проблемам церковности и духовности уже вовсе нет места, но под их искусственным внешним видом осуществляется откровенное служение, жертвоприношение «князю мира сего».
Один из лидеров украинских автокефалистов Дмирий Ярема, анализируя сложившуюся религиозную ситуацию в Украине и плоды своей деятельности, перед смертью признался: «Афонский прозорливец Никандр предрекал великую беду, которая постигнет Церковь в 7 500 году. Если от этой даты отнять годы рождения Христа, то есть, от 7 500 — 5 508, то выходит 1992 год. Эта беда действительно произошла в 1992 году, и произошла именно у нас, в Украине, но она уже затронула и другие страны. Теперь украинская схизма грозит всему Православию, если ее вовремя не остановить. Добралась она уже и до украинских православных в Америке. И название ей — филаретовщина: Филарет сознательно отрывает Украину от ядра Православной Церкви — Вселенского Православия, и через видимость, подобие церкви, замену духовно-чистой Церкви на мир риз и театральности, — ведет людей в ад, в пасть Люцифера. И сам он стал Люцифером Украины, злобным, темным ее духом: Пала на Церковь предсказанная афонским старцем беда, от которой трудно уже будет освободиться Украине"1.
«Филаретовщина» — имя, которое можно отнести уже к целой эпохе в истории Церкви и которое характеризует особую форму поведения и мировоззрения некоторых ее представителей. Если быть точнее, «филаретовщина» — это особая форма предательства Церкви, «церковный атеизм» сопряженный с политической коньюктурой времени, где проблемам церковности и духовности уже вовсе нет места, но под их искусственным внешним видом осуществляется откровенное служение, жертвоприношение «князю мира сего». «Филаретовщина» — это уже даже не «неосергианство», это, можно сказать, новая ересь, порожденная из старых «церковных недугов», но приобретшая в наше обезумевшее время новую «ипостась» с характерными «инфекционно-венерическими свойствами». Начало ей положил многолетний сотрудник КГБ, внедренный в руководство Церкви для ее разложения «изнутри» и ставший одним из влиятельнейших в советское время «иерархов», а ныне анафематствованый расстрига Михаил Денисенко, известный более как «Филарет» (агентурное псевдо в КГБ «Антонов»). Вряд ли можно говорить о какой-то религиозности этого человека. Его аморальное поведение всемирно известно. Занимать высокий церковный пост, быть «монахом», и в то же время открыто иметь жену и детей — факт, свидетельствующий о полной моральной деградации этого человека. В годы коммунистической реакции, в угоду режиму, он самоотверженно боролся с какими-либо проявлениями инакомыслия и национальной самобытности. По его доносам в советские лагеря и тюрьмы попали сотни достойнейших православных пастырей. С его молчаливого одобрения властями закрывались тысячи православных храмов. В значительной степени именно по его и таких как он людей вине искоренялась вера и духовность в народе, а в 1988 г. было искажено и приостановлено подлинное духовное пробуждение в стране, подмененное помпезными маскарадами и бутафориями с участием партийной номенклатуры и отчетами о количестве переданных храмов.
Удивительно, что нынешний адепт «украинского религиозного национализма» никогда не имел каких-либо национальных убеждений. В стиле съездов КПСС он гордо отчитывался на Синодах и Соборах Московского Патриархата о полном искоренении украинских сепаратистских тенденций и традиций, о «положительных аспектах развития советского общества» и т. п. Больше всего в памяти православных верующих и духовенства он запомнился как самовластный и жестокий «Экзарх Украины» в период коммунистического режима. Пребывая в полной зависимости от власти, он безоговорочно исполнял все ее «предписания» за те все «блага», которые ему давала эта власть, не обращая никакого внимания на моральные и канонические ограничения Церкви. Когда руководство КПУ, спасая партийное имущество и фонды, в 1991 г. заговорило о создании «независимого коммунистического заповедника» на Украине, то Филарет, по приказанию тогдашнего первого секретаря ЦК Л. Кравчука, тоже резко перекрасился в «рьяного борца с агрессией Москвы», учинив в лоне Церкви страшную схизму. Чего-то иного ожидать от подобного типа «советского иерарха» было невозможно. Он до конца оставался преданным своим идеалам и хозяевам, которым любыми способами и аферами необходимо было «отмыть», «перекачать» на Запад партийные деньги. Так возникла т.н. «УПЦ-КП». Главной целью аферы Филарета и Кравчука было вовсе не желание «освободить» Церковь от «московского диктата». Цель заключалась в том, чтобы не допустить к финансовым тайнам и счетам УПЦ, на которые пошли деньги компартии, никого, кроме проверенного и преданного Филарета (2). Именно поэтому создание т.н. «УПЦ-КП» сопровождалось многочисленными скандалами, махинациями и преступлениями, в ходе которых до сих пор неразгаданными остаются гибель потенциальных конкурентов Филарета — Владимира Романюка и Иоанна Боднарчука, смерть бухгалтера Владимирского собора, «выпавшего» из окна резиденции Филарета на Пушкинской, 36, или зверское убийство одного из руководителей Всеукраинского братства Св. Андрея Первозванного УПЦ-КП Владимира Котельницкого. Но не менее страшное преступление — миллионы духовно загубленных душ верующих людей, часто несознательно, по незнанию оказавшихся вне спасительной ограды Церкви — в «филаретовской схизме», теперь уже прорвавшейся за пределы Украины и с неимоверной скоростью, подобно чуме распространяющей свое тлетворное влияние по всему миру.
Трагичность сложившейся за последнее время в Украине межконфессиональной ситуации и расколов ныне выходит за рамки только местного, локального характера, все более приобретая вселенский оттенок. Впервые обеспокоенность активизацией схизматических группировок в среде Православия предстоятели Поместных Православных Церквей высказали еще на заре зарождения «украинской схизмы» — в 1992 г., когда патриархи Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский, Московский, Сербский, Румынский, Болгарский и другие на совещании в Фанаре от имени полноты Мирового Православия единодушно осудили появление и деятельность «схизматических группировок, пытающихся состязаться с канонической структурой Православной Церкви"3. Казалось, Мировое Православие торжествует небывалое единение и единомыслие, в результате чего будет достигнуто долгожданное единство, а схизмы и расколы будут преодолены общими усилиями.
Однако вскоре такие надежды первым подорвал константинопольський патриарх Варфоломей, возжелавший единолично вершить судьбу Православия в Украине. Уже 8 мая 1992 г. бывший офицер турецкой армии и воспитанник Католической коллегии в Риме патриарх Варфоломей проводит официальную встречу с т.н. «патриархом всея Украины» Мстиславом Скрипником4. Ход переговоров остался неизвестен, однако, уже в июле того же года Варфоломей проводит повторные переговоры с представителями «украинской схизмы», которую на этот раз представлял лишенный сана за церковные преступления и безнравственность бывший митрополит Русской Православной Церкви расстрига Михаил Денисенко (Филарет, агентурное имя в КГБ — «Антонов»). Во время переговоров делегация т.н. УПЦ-КП во главе с Филаретом была приглашена на Литургию в кафедральный собор, где сослужила иерархам Константинопольского патриархата. Им также было обещано в скором будущем решить проблему признания автокефалии УПЦ-КП5.
По возвращении из Стамбула, Филарет предал широкой огласке свои переговоры, что привело к решительным протестам со стороны РПЦ. Под давлением московского и других восточных патриархов, в августе 1992 г. Варфоломей вынужден был отказаться от затеянной авантюры, заявив о законности лишения Филарета всех степеней священства и о признании законным первоиерархом на Украине только митрополита УПЦ (МП) Блаженнейшего Владимира (Сабодана)6. Однако неосторожно брошенные константинопольским патриархом зерна вскоре проросли гибридным урожаем, схизматические плоды от которого теперь приходиться пожинать не только на Украине, но и в Греции, и по всему миру. Обиженный и озлобленный на весь православный мир расстрига Филарет начал мстить, вознамерившись создать уже не украинскую, но «вселенскую схизму». Первоначально он стал вносить раскол и переманивать в свои ряды представителей украинской диаспоры, отдавшей предпочтение не ему, а все тому же Варфоломею. 11 марта 1995 г., разочаровавшись в «автокефальном возрождении на Украине», бывшая «мстиславовская» УАПЦ в США и диаспоре порвала со своим «автокефальным» статусом и влилась на правах самоуправления в состав Константинопольского патриархата. Филарет, рассчитывавший подмять под себя после смерти Мстислава Скрипника украинскую диаспору и ее финансовые потоки, в очередной раз потерпел фиаско. Лишенный сана сразу тремя патриархами — Алексием __, Варфоломеем и Мстиславом, отверженный опорой раскола — националистической диаспорой, да и самой паствой на Украине, как канонической УПЦ, так и раскольнической УАПЦ (избравшей себе нового «патриарха» Дмитрия Ярему), он решается объединиться с другими схизматическими группами, в первую очередь в среде Константинопольской и Элладской поместных Церквей.
Таким образом, по выражению митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима: «Филарет подверг испытанию не только Церковь в Украине, но эта болезнь, как рак, теперь распространяется и на Вселенскую Церковь. Он поддерживает расколы в других странах"7.
Первыми к УПЦ-КП была присоединена самосвятская группа в США — т.н. «УАПЦ-соборноправная», признающая себя правопреемницей В. Липковского и официально исповедующая его еретические «Киевские каноны» 1921 г. Эта маргинальная «липковская» группа откололась от УАПЦ еще в 1948 г. в Германии, и была осуждена другими украинскими автокефалистами «новой формации» во главе с Поликарпом Сикорским на Соборе УАПЦ в г. Ашшафенсбург (Германия). В ноябре 1994 г. без перерукоположений или дополнительных хиротесий Филарет принял эту группу на правах автономии в состав УПЦ-КП. Состоит она из четырех (!?) приходов и трех (!?) «архиереев»: «архиепископа» Петра и «епископов» Александра и Елисея8. Одновременно, как уже упоминалось, Филарет стал переманивать к себе запрещенных в священнослужении священников трех украинских диаспорных юрисдикций, вошедших в состав Константинопольского патриархата: «УГПЦ в Канаде», «УПЦ в США и Латинской Америке» и «УПЦ в диаспоре», создав таким образом параллельные украинские епархии в США, Канаде и Европе. Так появилась весьма странная «Епархия Гюстона и всего Техаса», состоящая из двух (!?) приходов и двух (!?) «епископов» Макариоса и Тимофея9. Официально в составе УПЦ-КП она не состоит, однако своим «первоиерархом» они считают Филарета. Состоит она не то из украинцев, не то из русских, не то из греков — до конца об этом не знает даже Филарет. Аналогичная непонятная «епархия» во главе с неким «архиепископом» Лазарем существует и в Канаде10. Состоит она из трех приходов. Также в США существует около десятка «автономных» украинских приходов, отколовшихся от УПЦ в США после ее присоединения к Константинополю, но отказывающихся признавать над собой власть вышеупомянутых «епископов», при этом относя себя к УПЦ-КП11. Таким образом под «крышей» Филарета в США собралось целое сборище церковных анархистов и расстриг, не признающих друг друга, поливающих друг друга грязью, но при этом имеющих между собой нечто общее — все они принадлежат к «филаретовской схизме», приобретающей характер вселенского масштаба. Для этих схизматиков Филарет издает специальный журнал «Укра›нц_ Америки за Ки›вський патр_архат», распространяемый ими в среде украинской диаспоры с целью переманить оставшихся в «УПЦ в США» (юрисдикции Константинопольского патриархата) в состав УПЦ-КП на правах «автономии», «автокефалии» или анархии, как — все равно, лишь бы признавали Филарета.
Естественно, что подобный «прозелетизм» в среде украинской диаспоры, ориентированной на Константинополь, рано или поздно должен был вызвать противодействие. «Действия Филарета, УПЦ-КП наносят вред нашей Церкви за пределами Украины», — заявили иерархи диаспоры. «Постоянная конференция украинских епископов за пределами Украины», объединяющая украинскую диаспору США, Канады и Европы, на своем заседании в июле 1998 г. в Виннипеге (Канада) осудила действия главы УПЦ-КП, обвинив его в экспорте раскола, и выступила с грозным открытым письмом Филарету и его Синоду. Обвинения сформулированы в 16-ти пунктах. Среди них:
«- Принятие в УПЦ-КП церковных юрисдикций, отколовшихся от православного мира.
— Попытки, а в последствии довершение высвят т.н. украинских православных иерархов для Церкви в диаспоре.
— Принятие в Киевский патриархат отдельных украинских группировок в диаспоре.
— Деяния Киевского патриархата относительно раздора в Церквях Болгарии, Сербии, Македонии, Индии и других.
— Публичное заявление Главы Киевского патриархата, переданное по Интернет, о том, что до конца этого второго тысячелетия он создаст мировую схизму в православии, «создавая две самостоятельные семьи Православных Церквей».
— Принятие в юрисдикцию УПЦ-КП духовенства, находящегося под епископским прещением в служении за свое повторное нарушение канонических законов и указов своих иерархов»
и т. д.12.
Однако запоздалая реакция украинской диаспоры не возымела ожидаемого действия. Более того, аппетиты Филарета не ограничились лишь украинской диаспорой. Здесь он пошел дальше, начав подминать под себя даже диаспору греческую, в частности схизматические группы т.н. греков-старостильников в Европе, США и Канаде. Так в составе УПЦ-КП появилась греческая автономная «церковь» во главе с известным миланским авантюристом и масоном, т.н. «митрополитом» Евлогием (Klaus Hessler), принявшим некогда епископский сан от главаря греческих схизматиков-старостильников Авксентия Пастраса, в нач. 90-х гг. изверженного своими же сторонниками за гомосексуализм. Поменяв несколько юрисдикций, преемник покойного расстриги Авксентия «Митрополит Миланский» Евлогий от Филарета получил многозначащий титул «Экзарха Западной Европы, США и Канады» и стал наравне с Филаретом носить белый куколь московских патриархов. Недоумевая от такого мракобесия, обеспокоенный расширением «украинской схизмы» теперь и в пределах Греции, даже константинопольский патриарх Варфоломей во время своего визита в Одессу не сдержался: «Не много ли «патриархов» для одного раскола?"13, — тревожно вопрашал он у русских епископов по поводу тандема Филарета и Евлогия. Вскоре к Филарету за покровительством и «альтернативной благодатью» потянулись другие схизматические группы греков-старостильников. Появилось целое подворье в самом центре Афин, настоятелем которого Филарет поставил греко-старостильнического «епископа» Хризостома. Как сообщается в одной из филаретовских апологетических заметок:
«За посредничества киевского патриарха Филарета и греко-старостильних епархий УПЦ-КП в США и Европе уже начат диалог с другими греческими юрисдикциями о создании единой старостильной ИПЦ Греции на основах расширенной автономии в составе Киевского патриархата. Как считают в Синоде УПЦ-КП, в продолжение этого процесса имеются все основания к созданию в недалеком будущем мощной православной коалиции, альтернативной монополии Московского патриархата на постсоветском пространстве и в вселенскому православию вообще» 14.
Вряд ли подобные нездоровые претензии озлобившегося на весь мир расстриги Филарета найдут свое воплощение в реальной жизни. Уж слишком они амбициозны. Да и украденных им у Церкви финансов, давно переведенных на личные расчетные счета в Германии, не хватит. Хотя, привлечь на свою сторону незначительную горстку греков ему все же удалось, что и позволяет ему теперь на публике делать дерзкое выражение лица и угрожающие заявления.
Как уже говорилось выше, до конца прошлого тысячелетия Филарет угрожал учинить мировую схизму в православии, «создавая две самостоятельные семьи Православных Церквей"15. По словам митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла: «Раскольники создают свой интернационал"16. «Наблюдается тенденция к объединению раскольничьих группировок, их мобилизации в борьбе против канонических Церквей: Не только в Украине, но, видимо, и во всем православном мире уже не осталось ни одного изгнанного из православия священника, который не оказался бы впоследствии в УПЦ-КП епископом или митрополитом. Вокруг Филарета они «кучкуются»: Этот интернационал раскола, объединяющийся для борьбы со Вселенской Церковью, уже растревожил восточных патриархов:"17, — пишет референт Предстоятеля УПЦ Василий Анисимов. Это не что иное, как последняя попытка перед «генеральным боем» создать особый какой-то вселенский «раскольничий союз», «коалицию», объединив все расколы и схизмы в одну большую схизму, учинить в Мировом Православии новую «монофизитскую ересь». Не знамение ли это?..
При Синоде УПЦ-КП было создано целое управление, разрабатывавшее «генеральный план вселенской схизмы», отслеживавшее за появлением новых расколов в среде Мирового Православия, налаживавшее с ними переписку и засылавшее гонцов во все страны мира для вербовки агентуры УПЦ-КП. Таким образом УПЦ-КП превратилась в своеобразный «генеральный штаб» по уничтожению единства Мирового Православия, в Киев потянулись раскольники со всех концов мира — Греции, Болгарии, Белоруссии, Македонии, Черногории, Румынии, России и других стран. Филарет поддерживает схизму в Болгарии и соучаствует в «интронизации» раскольнического болгарского «патриарха» Пимена (разоблачен в Болгарии как завербованный агент болгарской ГБ под агентурными кличками «Мир» и «Пирин», чьи доносы составили несколько томов). Посылает своих эмиссаров в Приднестровье, Абхазию, Грузию и Чечню. В Белоруссии при содействии УПЦ-КП и УНА-УНСО создаются параллельные приходы т.н. Белорусской автокефальной церкви. Подписав коммуникат с главой БАПЦ митр. Изяславом, Филарет под видом «белорусской автокефалии» начинает подминать под себя приходы в Белоруссии, тайно рукоположив для нее некоего «епископа» Петра Гущу, правда, осужденного вскоре белорусским правосудием за «педофилию» и «развращение малолетних». Принимаются в УПЦ-КП и такие совершенно экзотические кадры, как Патрик Брук де Траль из Германии и «архиепископ» Вижиль из Франции. Не удовлетворяясь схизмой в Мировом Православии, он начинает вмешиваться даже в пределы Римско-Католической церкви, вербуя к себе старокатоликов, интегристов и прочих западных раскольников. По словам референта Предстоятеля УПЦ Василия Анисимова: «В мире уже не осталось ни одной воинственной раскольничьей группировки, с которой бы Филарет не завязал контакты или не взял под свой омофор"18.
Особенно активную и злобную пропаганду филаретовская схизма развернула в России. Ненавидя все русское, православное, эти расстриги стали подвергать Россию наплыву всевозможных тоталитарных сект. Именно от украинских раскольников получила свое начало такая тоталитарная секта, как «Богородичный центр», самозванный «пророк» которой Иоанн Береславский получил «епископскую хиротонию» из рук родоначальника украинского раскола — расстриги Иоанна Боднарчука. Ими же была создана и такая секта, как «Истинная церковь откровения Иоанна Богослова», самозванный «патриарх» и «агнец откровения» которой Лазарь Васильев («каширский вор») также получил «епископскую хиротонию» от украинских самосвятов. Оказывали филаретовцы содействие и секте «Белое братство» в атаке на Россию и Православие. Именно порожденные украинскими раскольниками И. Береславский и Л. Васильев изначально очень тесно сотрудничали на сектантском поприще с «белым патриархом» Юрием Кривоноговым, проводили совместные собрания и т. п.
Проникли филаретовские агенты и в лоно Русской Зарубежной Церкви, в среде которой тогда было немало сторонников вражды с РПЦ и раскола Русского Православия. Насобирав всевозможных проходимцев, расстриг и запрещенных в служении священников, Синод РПЗЦ стал, аналогично Филарету, создавать под своим омофором параллельные епархии в России. Именно эти священники, не имея постоянной связи с Нью-Йорком, все чаще от имени РПЗЦ начинали обращаться за помощью к Филарету. В частности, в связях с украинскими раскольниками позже были изобличены секретарь Московского подворья РПЗЦ прот. Алексей Аверьянов, благочинные РПЗЦ прот. Сергий Перекрестов (С.Петербург) и архим. Иоасаф Шибаев (Белгород), московские священники игум. Серафим Кучинский, архим. Адриан Старина, иером. Стефан Линицкий, ипод. Александр Михальченков, Иоанн Модзалевский, и многие другие. Подпав под влияние профиларетовского клана один из активных расколоучителей в РПЗЦ, член Синода и официальный Председатель Московского подворья РПЗЦ бывший епископ Варнава (Прокофьев) Каннский вместе со своим секретарем прот. Алексеем Аверьяновым в 1993 г. обратился с беспрецедентным для этой юрисдикции воззванием к Филарету с просьбой о принятии их в молитвенное общение: «Просим Вас, Ваше Высокопреосвященство, через возглавляемый Вами Киевский Патриархат, дать нашей церковной деятельности юридическую основу и принять в братское общение», — говорится в официальном обращении еп. Варнавы от 23 июля 1993 г. 19. Более того, Варнава не просто передал обращение Филарету и Романюку на официальном бланке Синода РПЦЗ. Он приезжал в Киев, где участвовал в богослужении во Владимирском соборе вместе с этими расколоучителями, чем полностью раскрыл свою подлинную сущность и планы. Этим Варнава добровольно принял на себя и подведомственное ему духовенство РПЦЗ анафему Филарета! Правда, этот факт он утаил от всех:
Филарет на подобные демарши представителей РПЦЗ отреагировал мгновенно, распространив вышеупомянутое заявление в СМИ и пригласив Превоиерарха РПЗЦ митр. Виталия (Устинова) прибыть в Киев для установления «братского общения». Однако тут украинские и российские схизматы просчитались. Трюки, с легкостью проделанные филаретовскими эмиссарами в Болгарии, Греции, Белоруссии и других странах, на этот раз не сработали. В РПЗЦ разразился скандал, чуть было не приведший к расколу в ее среде. Здоровые силы в Церкви тогда дали достойную отповедь, запретив епископа Варнаву в священнослужении с несением эпитимии в монастыре, а также запретив ему какую-либо деятельность на территории России.
С выдворением Варнавы из России и отстранением его от церковных дел появились надежды на преодоление раскола, прекращение антиканонических деяний на территории Русской Православной Церкви. Однако полностью раскол преодолеть не удалось. Авантюристы и беззаконники, изгнанные из Русской Церкви, но нашедшие временное прибежище под омофором РПЗЦ, с отстранением таких экстремистов, как Варнава Прокофьев, потеряв поддержку со стороны РПЗЦ, вместо покаяния в панике бросились за покровительством к главному расколоучителю — Филарету Денисенко. Как говорят на Украине: «Св_й до свого по сво?». По признаю единомышленника и соратника еп. Варнавы Прокофьева, благочинного приходов РПЗЦ в России архим. Иоасафа Шибаева (ныне епископ и член Синода УПЦ-КП), на такой шаг их «тайно благословил владыка Варнава». С этого периода возраставшее количество приходов РПЗЦ в России резко сокращается от сотен до, всего-навсего, нескольких десятков. Одновременно в России появляется новая, но хорошо организованная и финансируемая из Киева параллельная структура — т.н. «Истинно-православная церковь Киевского патриархата» (ИПЦ-КП). Ее первыми «епископами» Филарет ставит преданных сторонников бывш. еп. Варнавы — архим. Иоасафа Шибаева из г. Обоянь и о. Тищенкова (в монашестве Варух) из Иркутска. Позже для этой одиозной структуры Филарет рукополагает еще нескольких «епископов» — бывш. клириков РПЗЦ Сергия Саркисова (С.Петербург), Тихона Филиппова (Коломенск), Рафаила Прокопьева (Красноярск) и Адриана Старину (Ногинск). Большевистские планы по уничтожению Русской Церкви теперь начинают реализовываться руками русских же псевдопатриотов и псевдомонархистов. Самым кощунственным актом, совершенным бывшими схизматиками из РПЗЦ, а теперь филаретовцами — это «коронация на царский престол Российской империи самодержца Великой, Малой и Белой Руси» самозванца Николая ___ (Дальского) и «государыни-императрицы» Наталии, совершенные 19 декабря 1996 года. Этот Дальский объявил себя законным наследником «всероссийского престола», поскольку якобы является внуком царевича Алексея, которого во время расстрела царской семьи сумели подменить племянником царского повара Седнева20. «Коронацю» при стечении тысяч людей совершили в кафедральном соборе г. Ногинск (Подмосковье) филаретовские «епископы» Андриан Московский, Сергий С. Петербургский, Иоасаф Белгородский, Варух Иркутский и Рафаил Красноярский. Охрану обеспечивали боевики УНА-УНСО и НПФ «Память».
Это была прямая хула на Св. Царственных Мучеников и Таинства Церкви. По словам референта Предстоятеля УПЦ Василия Анисимова, именно этот факт оказался решающим, после чего в феврале 1997 г. на Архиерейском Соборе РПЦ бывший монах Филарет (Денисенко Михаил Антонович) был предан анафеме21. Постановлением Собора в вину вменялось: «Монах Филарет не внял обращенному к нему от лица Матери-Церкви призыву к покаянию и продолжал в межсоборный период раскольническую деятельность, которую он простер за пределы Русской Православной Церкви, содействуя углублению раскола в Болгарской Православной Церкви и принимая в общение раскольников из других Поместных Православных Церквей"22. Так филаретовская схизма получила свое продолжение в России и прочих странах.
Другой ставленник Филарета — Мефодий Кудряков (позже, в 1998 г. отколовшийся от него и ставший главой одной из групп УАПЦ) хорошенько приложился к созданию в России из бывш. клириков РПЗЦ другой схизматической группировки — т.н. «Российской истинно-православной церкви» (РосИПЦ). Ее еще называют «группой Михальченкова» — по имени ее родоначальника, бывш. председателя московского отделения Братства Св. Иова Почаевского РПЗЦ, старосты прихода на Митинском кладбище в Москве (епархия еп. Варнавы Прокофьева) ипод. Александра Михальченкова (он же Сергеев, он же Зарнадзе). Генеалогия этой схизматической группы такова: украинский раскольнический «митрополит» филаретовской преемственности Мефодий Кудряков (как оказалось, член и один из руководителей масонского Ордена Св. Станислава (Орден СС), вокруг которого в последнее время на Украине разразился политический скандал) в 1996 г. рукоположил бывш. клирика РПЗЦ иером. Иоанна Модзалевского на «епископа Московского и Коломенского». Далее Кудряков и Модзалевский в Тернополе рукоположили бывш. клирика РПЗЦ иером. Стефана Линицкого на «епископа С. Петербургского и Старорусского». Далее два «епископа» новой формации уже самостоятельно, без филаретовцев, из бывших клириков РПЗЦ насвятили собственную «иерархию». Вскоре к этой группе присоединился лишенный сана бывший епископ Грузинского патриархата Амвросий Катамадзе, «епископы суздальской схизмы» (русанцовцы) — Арсений Киселев и Александр Миронов, филаретовские «епископы» Рафаил Прокопьев и Тихон Филиппов, а также «благочинный протопресвитер» УПЦ-КП в Москве Глеб Якунин, также, как и Филарет, преданный анафеме. Создав за короткое время хорошо организованную структуру, раскольники принялись за Грузинский патриархат, создав в Грузии новоявленную параллельную структуру во главе с «епископом» Моисеем Ходжавой. Данная структура очень быстро получила государственную регистрацию, однако также быстро, как и любая схизма, стала дробиться на мелкие группы. В результате дележа власти и денег она распалась на три враждующие группировки: одну возглавил Иоанн Модзалевский, другую — Рафаил Прокопьев, третью — Амвросий Катамадзе.
Интересный факт — недавний очередной раскол (мансонвилльский) в РПЗЦ также совершен представителями все того же «профиларетовского клана». Точнее, партией бывшего епископа Варнавы, о котором мы уже говорили. Антология этой новой, но, по меткому выражению священника Максима Обухова, «маргинальной группы, не играющей теперь большой роли в церковной жизни РПЦЗ"23, довольно банальна. Сценарий этого раскола один к одному скопирован с «филаретовского», что невольно наталкивает на мысль об одних и тех же сценаристах: Первоиерарх РПЗЦ митр. Виталий (Устинов) на Архиерейском Соборе добровольно подал прошение о зачислении его на покой по состоянию здоровья, самолично подписал все постановления Собора, в том числе и акт избрания новым Первоиерархом митрополита Лавра (Шкурло), подтвердив его каноничность. Однако по окончании Собора, возвратившись в Канаду, дома митр. Виталия поджидал лишенный сана бывший епископ Каннский Варнава Прокофьев и несколько «непримиримых» священников. В результате массированного давления и угроз оставить без присмотра и «обеспеченной старости» они заставили старого и очень больного митрополита подписать заранее отпечатанный акт отречения от принятых ранее решений и назначить еп. Варнаву «Заместителем Первоиерарха», а в случае невозможности исполнения митр. Виталием своих обязанностей — «передать полномочия Первоиерарха еп. Варнаве». Фактически митр. Виталий оказался заложником политических авантюристов и интриганов, подвергших его настоящему пленению. На следующий день бывш. еп. Варнава в присутствии еле передвигавшегося, силой принесенного в храм митр. Виталия самочинно рукоположил во «епископов» нескольких «непримиримых» клириков РПЗЦ, лишенных Синодом сана за нарушение церковной дисциплины.
Как сказано в Заявлении Канцелярии Синода РПЦЗ от 5 ноября 2001 г.:
«Обе эти «хиротонии», в полном согласии со св. канонами, должны считаться недействительными. Напомним также, что владыка Виталий вряд ли был в состоянии совершить как полагается «хиротонии», т.к. уже три года не служил Божественную Литургию… Эти лжехиротонии явились лишь свидетельством того, что зловещие мирские силы, издавна стремящиеся разрушить нашу Церковь, стараются использовать все мыслимые человеческие слабости и страсти, чтобы внести в ограду церковную раскол"24.
Новообразованная группа, возглавляемая известным экстремистом и расколоучителем, лишенным сана бывшым епископом Каннским Варнавой Прокофьевым провозгласила себя «единственной законной правопреемницей» РПЦЗ. Однако духовенство РПЦЗ за ними не пошло, поскольку все его священнодействия недействительны по причине лишения его священного сана. По характеристике, данной Синодом РПЦЗ, бывший епископ Варнава ныне простой монах. «Среди архиереев епископ Варнава известен как человек порывистый, часто действующий необдуманно и многократно нарушавший церковные каноны. Еще в 1993 году епископ Григорий (Граббе) настаивал, чтобы владыку Варнаву отстранили от священнослужения: «Количество канонических нарушений епископа Варнавы настолько велико, — писал тогда Синоду епископ Григорий, — что невозможно их все перечислить». Самым серьезным недавним нарушением бывшего епископа Варнавы является бунт, который он возглавил против своего правящего архиерея епископа Амвросия и самочинное создание им собственной епархии в Западной Европе25.
В подавляющем своем большинстве духовенство РПЦЗ осталось преданным законному Первоиерарху митр. Лавру и его курсу на сближение и диалог с Матерью-Русской Церковью.
«Непримиримые» выдают себя за защитников чистоты Православия. Это — ложь. Они позволяют себе такое «богословское хулиганство», на которое редко отваживаются даже заядлые экуменисты. Например, в середине 1990-х годов бывший епископ Каннский Варнава (Прокофьев) отправил украинским раскольникам — автокефалистам, у которых вообще отсутствует законно поставленная иерархия, послание, в котором назвал их «старшими братьями», не только признав, подобным образом, украинский раскол, но и составив ему панегирик. Ныне эти попытки возобновлены. Таким образом, группировка бывшего «епископа» Варнавы никакие не ревнители Православия. Овцы отделились от козлищ. Здоровые силы в РПЦЗ начинают трудный, но необходимый диалог с Московским Патриархатом и от них отделяются «профессиональные расколоучители». Православный народ России всем сердцем поддерживает этот диалог и с большой надеждой ожидает воссоединения Московского Патриархата с единокровными братьями из РПЦЗ. — говорится в Заявлении Союза Православных Граждан России и Украины, Организаций «ЕДИНОЕ ОТЕЧЕСТВО» и «РУССКОГО БЛОКА"26.
Количество приходов еп. Варнавы ныне не насчитывает и десятка: их мелкие осколки сосредоточены в Мансонвилле (Канада), Франции и России. При этом еп. Варнава и его секретарь прот. Вениамин Жуков захватили всю власть в собственные руки, заставляя еле живого митрополита Виталия подписывать противоречивые документы, а то и вовсе, не спрашивая его согласия, ставят на документах вырезанное на печати факсимиле подписи митрополита, или приклеивают ее копию на компьютере. По этой причине в последнее время в лагере самих «варнавитов» углубились серьезные противоречия и разногласия, переростающие в новый раскол (как это похоже на раскол в среде «филаретовцев» на УПЦ-КП и УАПЦ!).
«В настоящее время наша Церковь переживает серьезный кризис. Мы не в состоянии скрывать эту тяжелую правду. Фактически, наш Церковный Корабль в настоящее время находится без управления и несется в полном тумане по неизвестному пути», — говорится в письме секретаря новосозданного «варнавитского» Синода РПЦЗ (В) протопресвитера Виктора Мелехова и благочинного западной части Северной Америки протоиерея Иосифа Сандерланда ко всем верующим РПЦЗ (В).
Авторы письма приводят слова из Рождественского послания Митрополита Виталия, в которых он напоминает, что его могут выкрасть или насильно заточить, и из заточения он не сможет укреплять и наставлять паству.
«Хотя враги Церкви не смогли выкрасть Владыку Митрополита, они смогли заточить его и лишить свободы, — говорится в письме. — Это случилось тихо, без скандалов и насильственного захвата. Это совершилось с помощью Людмилы Роснянской». Авторы письма свидетельствуют, что Людмила Роснянская, многолетний личный секретарь Владыки Виталия, препятствует любым связям Митрополита с внешним миром.
«Однако, что особенно прискорбно, вместо прекращения этой позорной ситуации и освобождения престарелого Митрополита от этой пагубы, наши братья во Франции (Владыка Варнава и его клирики) только укрепляют положение Роснянской. Установив хорошее взаимопонимание с Роснянской и используя ее влияние на Митрополита, французские клирики получают любые решения, которые считают необходимыми. Управляя таким образом, в соответствии с их собственным пониманием нужд Церкви, они явно не понимают, что находятся в одном лагере с врагами нашей Церкви», — утверждают оо. Виктор и Иосиф27.
Как ни странно, но такой сценарий на Украине тоже хорошо известен, что невольно наталкивает на мысль — не одни ль и те же службы его разрабатывают. Точно также поступил расстрига Филарет сначала с «патриархом» Мстиславом Скрипником, без согласия которого провозгласил себя его «заместителем», а затем и с «патриархом» Владимиром Романюком, по многим свидетельствам отравленного по приказанию не терпящего каких-либо возражений и оппозиции Филарета28.
Мы не спроста уделили столько внимания антологии этого нового раскола, имеющего, как выясняется, общие корни с «филаретовской схизмой». В последнее время в СМИ появились сообщения о возобновлении переговоров группы еп. Варнавы с УПЦ-КП. Причем, как сообщается в прессе, переговоры эти ведутся от имени РПЦЗ. Цель переговоров — создание некоей «православной коалиции, альтернативной монополии Московского патриархата"29. Разрушая РПЦЗ, филаретовцы пытаются предотвратить объединение Русской Церкви, усиление ее мощи и влияния, перед которыми никаким раскольникам и «раскольническим коалициям» уже не устоять. С другой стороны, Филарет не прочь поправить свой изрядно истрепавшийся имидж за счет авторитета РПЦЗ. Правда, не совсем РПЦЗ, а лишь отколовшейся от нее маргенальной группировки. Ну да Филарету к подобным подтасовкам и искажениям действительности не привыкать.
В этом отношении небезинтересным становится заявление Филарета, сделанное им 6 ноября 2001 г. во время пресс-конференции на тему «Переговорный процесс по созданию единой Поместной Украинской Православной Церкви и факторы, тормозящие его». По логике Филарета: «В Украине будет создана Украинская Поместная Церковь, единая и единственная. УПЦ (МП), УАПЦ и прочим тут не место, они просто не имеют права на существование. Их епархии должны будут присоединиться к единой Поместной Украинской Церкви, а наиболее упертые и несогласные пускай едут в Россию, другие страны, где им нравится. Для оставшихся будут созданы автономные епархии Русской Церкви, как аналогичные епархии нашего патриархата имеются на территории России и других стран. Но такие епархии должны быть независимы от Московского патриархата, его имперско-шовинистической политики. Даже русские епископы должны быть лояльными к правительству и государству, которое их приютило и обеспечивает элементарными правами"30. Ни больше, ни меньше.
В контексте этих откровений Филарета теперь становятся более понятны и причины создания им одиозных самосвятских структур в России, и особенно попытки усилить раскол в РПЗЦ. Им, оказывается, нужна карманная «Русская Церковь», на роль которой уже найден и «свадебный генерал» — бывший епископ РПЗЦ Варнава Прокофьев.
Сейчас т.н. «варнавиты» очень сильно активизировали свою деятельность на территории России и Украины, выступая везде от имени РПЗЦ. Как уже говорилось, из сообщений в СМИ стало известно, что Варнава от имени РПЗЦ вновь возобновил свои контакты с УПЦ-КП и даже намеревается создать какую-то «вселенскую коалицию, альтернативную Московскому патриархату». Прискорбно то, что под воздействием такой пропаганды некоторые уже перешли из РПЦ в УПЦ-КП, поверив, что она может возродить «истинное Русское Православие»!? Какое лукавство! Но именно этому учат раскольники из РПЗЦ, которые пытаются выступать от имени всей Русской Церкви. К сожалению, многие русские верующие даже не подозревают, что эта группа людей к настоящей РПЗЦ уже не имеет никакого отношения. С другой стороны, многие поддерживают этих раскольников, не подозревая, что на самом деле они тем самым поддерживают уже не РПЗЦ, а УПЦ-КП. Факт их сближения с Филаретом — это повод обоснованно объявить их предателями Русского Православия и России. Но об этом, почему-то, все молчат. А они все усиливают свою подспудную деятельность: В такой ситуации молчание обращается в молчаливое одобрение тех беззаконий, что они творят.
«Раскольники всех стран объединяйтесь», — клич, брошенный Филаретом, активно подхватывается в разных уголках мира. Помнится, до конца прошлого тысячелетия Филарет угрожал учинить мировую схизму в православии, «создавая две самостоятельные семьи Православных Церквей». Потуги на лицо, но многое так и осталось словами. Помощь со стороны изгоев из РПЗЦ как никогда вовремя. Авторитет этой юрисдикции — хороший дивиденд при плохом бизнесе. «Раскольники пытаются легитимировать свои церкви в православном мире неканоническим путем, в ходе конфликтного противостояния с Московской Патриархией. Оно и понятно, ведь Московский Патриархат, каноническое православие раскольники рассматривают как своего лютого врага, четко следуя заветам своего «патриарха»: «Хоть с чертом, но против Москвы"31, — отмечает лидер КПУ Петр Симоненко. Ныне самосвяты-расстриги из РЗЦ и УПЦ-КП поддерживают друг-друга и даже намереваются объединиться. Сейчас в самом центре Ки? ва строится несколько храмов будто бы РЗЦ, а на самом деле, выходит, УПЦ-КП. Причем эти т.н. «зарубежники» цинично выступают в роли ревнителей «Истинного Русского Православия», на самом же деле его уничтожая и заманивая в свои сети русских православных людей. Расстрига-Филарет ныне помогает им создавать на Украине собственные структуры и строить храмы. А один самосвятский поп из Киева как-то заявил, что эти альтернативные «русские епархии» на Украине со временем послужат поводом ликвидировать каноническую Русскую Православную Церковь Московского Патриархата (УПЦ) на Украине, поскольку тут уже действует «своя» т.н. «русская церковь», куда при помощи обмана будут заставлять переходить русских православных верующих при создании т.н. «единой украинской поместной церкви». У них, оказывается, уже все продумано на долгие годы вперед. План раскола и уничтожения канонической Православной Церкви на Украине, получается, это не вымысел, а реальность.
В 2000 г. группой депутатов-раскольников была разработана аналитическая записка о концепции «единой поместной церкви» на Украине, которая предусматривает насильственное объединение УПЦ (МП) с маргинальными раскольническими группировками — т.н. УПЦ-КП и УАПЦ. Предусматривается прямое вмешательство государства против УПЦ (МП), которая является крупнейшей конфессией Украины, насчитывающей 9 тыс. приходов и 30 млн. верующих. За планами раскольников, когда на Украине начнут навязывать т.н. «Единую Поместную Церковь», куда большинство верующих УПЦ-МП пойти, естественно, откажется, им как альтернатива может быть предложена именно та «варнавинская» т.н. «РПЦ на Украине», куда должны будут перейти несогласные на «автокефалию» русские верующие и священники. Этим планируется ослабить как оппозицию в УПЦ (МП), так и не допустить воссоединения этих «несогласных» с Матерью-Русской Церковью и ее единственным законным духовным центром — Московским патриархатом.
«Русская Православная Церковь является крупнейшей поместной Церковью мира и поэтому от ее судьбы зависит и судьба православия в мире. Кроме того, Русская Православная Церковь является единственной нерасчлененной структурой с центром в Москве на территории исторической России. И таким образом, от сохранения ее целостности зависит судьба нашей расчлененной державы и разделенного русского народа. Противники Православия и России прекрасно понимают роль РПЦ и прилагают колоссальные усилия для ее компрометации, расчленения, ослабления» (32), — считает пресс-секретарь Союза Православных граждан Кирилл Фролов.
Именно по этой причине на Русскую Православную Церковь ныне так сильно ополчились схизмы филаретовские, варнавинские, старостильнические и прочие, пытающиеся даже создать некую «коалицию, альтернативную монополии Московского патриархата».
Как выясняется, за большинством современных беззаконий, смут и расколов скрывается тень одного и того же человека — анафематствованного расстриги Филарета Денисенко. Как справедливо выразился о нем румынский патриарх Феоктист: «Не способный к покаянию, разъедаемый сатанинской гордыней, завистью, ненавистью и злостью, потеряв благодать Божию, этот человек, подобно Люциферу, был выше всех, а теперь пал ниже всех. Пытаясь перебросить свое падшее состояние на целую Вселенскую Церковь он вмешивается в дела отдельных поместных Церквей, рукополагает на их канонических территориях новых «священников» и «епископов», создает параллельные «епархии». Этот человек воистину антихрист, ибо пытается восстать против Самого Христа и Его Св. Церкви, сеет смуты и расколы по всему миру».
Сегодня это особенно важно четко осознавать и видеть. Поскольку «филаретовская схизма» давно отбросила националистический камуфляж на мусоросвалку мертвых идей, натянув на себя тогу «ревнителей православия», и даже т.н. «истинной Русской Церкви» (с подачи изгоев из РПЗЦ, вроде Варнавы Прокофьева). Однако подлинная ее сущность так и осталась прежней, в основе которой лежит богоборчество и русофобия. И не видеть этого — быть «слепыми вождями слепых», добровольно принимать на себя анафему, наложенную на Филарета и его сторонников Вселенской Церковью.
Использованная литература:
1. Ярема Д. Мусимо боронити святе Православия в_д велико› схизми // Розмови про страшне сьогодення. — К., 2000; К истории автокефального и филаретовского расколов. — К., 2002. — С. 178−181
2. К истории автокефального и филаретовского расколов. — К., 2002. — С. 190;
3. Текст Комун_ кату Предстоятел_в Пом_сних Православних Церков. / В_сник. Орган УАПЦ в Канад_, травень 1992р., ї 5 (2569);
4. «Вселенское единство» или на грани нового раскола». // Православная Русь, орган РПЦЗ, 14 июня 1996, ї11 (1560). — С. 11; В_сник, ї 7(2571), 1992 г.;
5. «Вселенское единство» или на грани нового раскола». // Православная Русь, орган РПЦЗ, 14 июня 1996, ї11 (1560). — С. 11;Наша В_ра, ї 13 (28), 1992 г.;
6. Православна газета, сентябрь 1992 г.;
7. К истории автокефального и филаретовского расколов. — К., 2002. — С. 66;
8. Карпенко В. Час кам_ння збирати. — К.: Веч_рн_й Ки›в, 1999. — С. 150−151;
9. Карпенко В. Час кам_ння збирати. — К.: Веч_рн_й Ки›в, 1999. — С. 150−151;
10. Карпенко В. Час кам_ння збирати. — К.: Веч_рн_й Ки›в, 1999. — С. 150−151;
11. Карпенко В. Час кам_ння збирати. — К.: Веч_рн_й Ки›в, 1999. — С. 150−151;
12. К истории автокефального и филаретовского расколов. — К., 2002. — С. 229−231;
13. К истории автокефального и филаретовского расколов. — К., 2002. — С.250;
14. Прапор Перемоги, лютий 2003 р.;
15. К истории автокефального и филаретовского расколов. — К., 2002. — С. 229−231;
16. К истории автокефального и филаретовского расколов. — К., 2002. — С. 241;
17. К истории автокефального и филаретовского расколов. — К., 2002. — С. 241; 250−251;
18. К истории автокефального и филаретовского расколов. — К., 2002. — С.226;
19. Полный текст обращения еп. Варнавы Каннского от 23 июля 1993 г. был размещен на сайте украинских националистов www.bratstvo.info ;
20. К истории автокефального и филаретовского расколов. — К., 2002. — С.227;
21. К истории автокефального и филаретовского расколов. — К., 2002. — С.227;
22. К истории автокефального и филаретовского расколов. — К., 2002. — С.257;
23. Обухов М., свящ. Примирятся ли две ветви Русского Православия? См.: www.21v.ru ;
24. Православие.ru ;
25. «Из заявления от 30 ноября/13 декабря 2001 г.;
26. Заявление Союза Православных Граждан России и Украины, Организаций «ЕДИНОЕ ОТЕЧЕСТВО» и «РУССКОГО БЛОКА»: www.otechestvo.org ;
27. Вертоградъ, Бостон, 06.02.2002;
28. К истории автокефального и филаретовского расколов. — К., 2002. — С.119;
29. Прапор Перемоги, лютий 2003;
30. Укра›нський Шлях, листопад 2001 р., стор. 4;
31. К истории автокефального и филаретовского расколов. — К., 2002. — С. 371−372;
32. Фролов К. РПЦ — последняя крепость.//Святая Русь, ї 3−4, сентябрь 2000. — С. 17.

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru