Русская линия

Православно-патриотический календарь "Русская Держава"


ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 

28 августа ( 15 августа )

Успение Пресвятой БогородицыСедмица 12-я по Пятидесятнице.
УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ
Иконы Софии, Премудрости Божией (Новгородской). Чтимых икон Успения Божией Матери: Киево-Печерской (1073), Овиновской (1425), Псково-Печерской (1472), Семигородной (XV), Пюхтицкой (XVI). Моздокской (XIII), Ацкурской (I), Цилканской (IV), Влахернской, Владимирской-Ростовской (XII), Гаенатской (XIII), Бахчисарайской, Чухломской (XIV), Сурдегской (1530), Тупичевской (XVII) икон Божией Матери.
Утр. - Лк., 4 зач., I, 39-49, 56. Лит. - Флп., 240 зач., II, 5-11. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28.
Разрешение поста.

На утрени величание: "Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим успение Твое".

Тропарь, глас 1-й
В рождестве девство созранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к рождеству Мати суща Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Кондак, глас 2-й
В молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь, к животу престави, во утробу Вселивыйся приснодевственную.



Успение Пресвятой Богородицы

Обстоятельства Успения Божией Матери известны в Православной Церкви от времен апостольских. Ко времени Своего блаженного Успения Пресвятая Дева Мария прибыла в Иерусалим. Слава Ее как Матери Божией уже распространилась по земле и многих завистливых и гордых вооружила против, которые покушались на Ее жизнь; но Бог хранил Ее от врагов.
Дни и ночи Она проводила в молитве. Нередко Пресвятая Богородица приходила ко Святому Гробу Господню, воскуряла здесь фимиам и преклоняла колена. Не раз покушались враги Спасителя препятствовать посещать Ей святое место и выпросили у первосвященников стражу для охраны Гроба Спасителя. Но Святая Дева, никем не зримая, продолжала молиться пред ним. В одно из таких посещений Голгофы пред Нею предстал Архангел Гавриил и возвестил о Ее скором переселении из этой жизни в жизнь Небесную, вечно блаженную. В залог Архангел вручил Ей пальмовую ветвь. С Небесной вестью возвратилась Божия Матерь в Вифлеем с тремя Ей прислуживавшими девами.
Затем Она вызвала праведного Иосифа из Аримафеи и учеников Господа, которым возвестила о Своем скором Успении. Пресвятая Дева молилась также, чтобы Господь послал к Ней апостолов. И Дух Святой восхитил их отовсюду и принес в Иерусалим, чтобы они могли проститься с Марией.
Вскоре настал третий час, когда должно было совершиться Успение Божией Матери. Пылало множество свечей. Святые апостолы с песнопениями окружали благолепно украшенный одр, на котором возлежала Пречистая Дева Богородица. Она молилась в ожидании Своего исхода и пришествия Своего вожделенного Сына и Господа. Внезапно облистал неизреченный Свет Божественной Славы, пред Которым померкли пылавшие свечи. Видевшие ужаснулись. Верх помещения как бы исчез в лучах необъятного Света, и сошел Сам Царь Славы, Христос, окруженный множеством Ангелов, Архангелов и других Небесных Сил с праведными душами праотцев и пророков, некогда предвозвещавших о Пресвятой Деве. Увидев Своего Сына, Божия Матерь воскликнула: "Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея" - и, поднявшись с ложа для встречи Господа, поклонилась Ему. Господь приглашал Ее в обители Вечной Жизни. Без всякого телесного страдания, как бы в приятном сне, Пресвятая Дева предала душу в руки Своего Сына и Бога.
Оплакав свою разлуку с Матерью Божией на земле, апостолы приступили к погребению Ее пречистого тела. Святые апостолы Петр, Павел, Иаков с другими из числа 12 апостолов понесли на своих плечах одр, на котором возлежало тело Приснодевы. Это торжественное шествие началось от Сиона через весь Иерусалим в Гефсиманию.
Первосвященники же и книжники, пылая завистью и мщением ко всему, что напоминало им Христа, послали своих слуг, чтобы разогнать процессию, а самое тело Матери Божией сжечь. Возбужденный народ и воины с яростью устремились на христиан, но облачный венец, сопровождавший по воздуху шествие, опустился к земле и как бы стеною оградил его. Преследователи слышали шаги и пение, но никого из провожавших не видали. Многие из них были поражены слепотой.
Когда шествие достигло Гефсимании, там с плачем и рыданием началось последнее целование пречистого тела. Лишь к вечеру святые апостолы могли положить его во гроб и закрыть вход в пещеру большим камнем. Три дня они не отходили от места погребения, совершая непрестанные молитвы и псалмопения. По премудрому смотрению Божию апостолу Фоме не суждено было присутствовать при погребении Матери Господней. Придя в третий день в Гефсиманию, он с горькими слезами повергся пред гробовой пещерой и громко выражал сожаление о том, что не удостоился последнего благословения Матери Божией и прощания с Ней. Апостолы в сердечной жалости о нем решились открыть пещеру и доставить ему утешение - поклониться святым останкам Приснодевы. Но, открыв гроб, они нашли в нем одни только Ее погребальные пелены и убедились в дивном вознесении Пресвятой Девы с телом на Небо.
Вечером в тот же день, когда апостолы собрались в доме для подкрепления себя пищей, им явилась Сама Матерь Божия и сказала: "Радуйтесь! Я с вами - во все дни".

Князь Дмитрий Николаевич Цертелев

Сегодня, в день Успения Пресвятой Богородицы, мы вспоминаем философа, поэта и публициста князя Д.Н.Цертелева, скончавшегося 95 лет назад, в 1911 году.
Князь Дмитрий Николаевич ЦертелевОн родился 30 июня 1852 г. в семье известного этнографа и фольклориста кн. Н.А.Цертелева, происходившего из старинного грузинского княжеского рода Церетели. По материнской линии Цертелев был племянником известного русского поэта гр. А.К.Толстого. Получив блестящее образование на юридическом факультете Московского университета и европейских ВУЗах, Цертелев по возвращении в Россию, написал серию философских работ, развивавших взгляды Шопенгауэра и Гартмана. Как поэт князь начал публиковаться с 1875 г. в "Русском вестнике", и уже за второй свой сборник стихов он был удостоен Пушкинской премии. Кроме того, Цертелев был автором ряда литературных переводов (в том числе сочинений Гёте и Байрона) и выступал как литературный критик православно-монархического направления. Являясь горячим русским патриотом, Цертелев решительно выступал против любых проявлений космополитизма, определяя последний как "жидовство", "для которого деньги дороже Отечества".
Князь редактировал "Русский вестник" и "Русское обозрение", печатался в крупнейшей монархической газете "Московские ведомости" и других консервативных изданиях. Как публицист, держался строго консервативных взглядов.
Цертелев также был видным дворянским деятелем и состоял членом Постоянного совета Объединенного дворянства. Свое отношение к политическому устройству России князь выразил в следующих словах: "По моему убеждению, в России возможна только самодержавная абсолютная, а не декоративная монархия... Все народности должны находить справедливое отношение к себе государственной власти, но Отечеством Россия должна быть для русских, а не для тех космополитов, которые на ее счет хотели бы облагодетельствовать не только Европу, но и Азию".


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru