Русская линия
Сводка новостей от 1 февраля 2002

ВАЛЕНТИН РУСАНЦОВ РАССКАЗЫВАЕТ О СЕБЕ
Из выступления «высокопреосвященнейшего» Валентина (Русанцова), именующего себя «митрополитом Суздальским и Владимирским», лидера раскольничьей РПАЦ, на I «Рождественских встречах в Суздале».…

Открывая нашу встречу, позвольте мне немного рассказать о себе. Я родился на Кубани, в Краснодарском крае. После войны так случилось, что мой отец вернулся без рук и без ног — инвалидом. Мать, узнав об этом, была очень потрясена и попала в больницу. Мне пришлось жить в детдоме. После детдома меня взяли православные катакомбные христиане. И вот до 1952 года я был у катакомбных «тихоновцев».
Те не признавали МП по известным причинам, и я так воспитывался. Очень хотел быть монахом, священником. Когда приходил катакомбный священник, — а они всегда по ночам приходили и служили, — я у него спрашивал: «Когда же Вы меня пострижете в монахи?» — «В следующий раз», — был ответ… Это «в следующий раз» повторялось и раз, и два, и пять, и десять, а потом мне это надоело, я пришел и говорю: «Батюшка, добрый вечер, я не буду задавать вопрос, видимо, в следующий раз Вы меня пострижете в монахи, а сейчас нет». — «Правильно, — говорит, — детка».
Я собрался и уехал в Грузию. В Грузии я служил в храмах, а потом вернулся домой, в Краснодарский край, к больной матери. Затем старцы, которые в то время еще были в Грузии, в горах, мне сказали: «Поезжай, иди в церковь служить». Я оказался тогда у митрополита Бориса (Вика), Краснодарского и Кубанского. Я очень красиво читал, был прилежен, и меня взяли. Вскоре я оказался в мужском монастыре в Одессе — там я был послушником, чтецом, трудился в трапезной, а потом меня взяли прислуживать патриарху Алексию (Симанскому). У него в Одессе была дача, где патриарх проводил каждый год по два-три месяца.
Однажды на эту дачу приехали архиереи из-за рубежа [архиереи Зарубежной Церкви], которых «мать-церковь» приглашала с распростертыми объятиями. В 1946 году, приехав в СССР, они очутились в лагерях, где и просидели до 1956 года. Вот, освободившись, они и приехали отдохнуть на дачу патриарха, где я с ними познакомился, после чего сразу уехал в Новосибирск. С этого момента, с 1956 года, я уже находился на службе в МП.
Будучи деятельным, везде стараясь жить для Церкви, ради Церкви, я стал самым молодым священником, самым молодым благочинным и получил множество наград… Уже будучи в Суздале, когда праздновалось Тысячелетие Крещения Руси, я был председателем оргкомитета Владимирской епархии.
Вопрос журналиста: Насколько я понимаю, Вы сначала закончили МДА?
Митр. Валентин: Да, закончил университет, семинарию, академию, кандидатскую защитил.
…В начале 60-х мы познакомились с архимандритом Алексием (Ридигером), нынешним патриархом, — мы с ним дружили лет 25. И он мне порекомендовал поехать в Суздаль. Он был управляющим делами МП, и вот, когда я в очередной раз у него был, он сказал: «Ты знаешь, приезжал Виллебрандс, католический кардинал, он был в Суздале, а там в очень плохом состоянии храм. Там 5 лет нет священника, обслуживает этот приход духовенство из владимирского собора, а город этот — центр туризма. Пожалуйста, если можно, поезжай, может быть, ты что-то восстановишь». Я приехал, посмотрел, было немножко страшновато… В 1973 году это было. С тех пор я здесь служу.
В конце 1980-х годов я впервые побывал в Германии и Америке с лекциями. Когда я вернулся из этой поездки, меня вызвал архиепископ Валентин (Мищук) и сказал: «Мне нужно, чтобы Вы написали отчет, где Вы были, с кем Вы были, какие вопросы были, где они работают, и прочее и прочее». Я с этими требованиями уже сталкивался, потому что я был все-таки здесь ответственным по приему гостей в епархии, но здесь мне было легче — когда меня спрашивали, требовали какого-то отчета, «литературы» так называемой, то я всегда говорил: «Есть сопровождающие, пусть они смотрят, а мне некогда — я готовлю», — и уходил от этого. А тут — специальная поездка в Германию и в Америку…
Когда я отказался писать отчеты, мне начали угрожать: «Если Вы не напишите, мы Вас уберем, выгоним, испепелим». Но я, имея «ангельский характер», сразу же ответил: «Владыка, я не понимаю, где я нахожусь — в кабинете на приеме у архиепископа, ангела Церкви, или же в кабинете какого-то КГБ?» Он говорит: «Потом узнаете». Долго мне не пришлось ждать. Меня сразу со всех должностей освободили, я остался только настоятелем храма. Но в конце концов меня освобождают и от настоятельства на этом приходе, хотя здесь я построил домик и две церкви отремонтировал, открыл заново. Меня перевели в Покров, и я повиновался, правда, очень расстроился и заболел, оказался в больнице. Однако против моего перевода встали верующие здесь — они стали ездить во Владимир, даже в Москву приезжали, чтобы меня возвратить. Четыре месяца это продолжалось, но меня не возвратили.
Народ — не только наши верующие, но и жители — знал, что я здесь сделал. Зная меня, они выдвинули меня в депутаты, чтобы меня не трогали, не перевели. После четырех месяцев борьбы как-то само собой возникло такое предложение: я сказал, что я был когда-то у катакомбных христиан, что есть такая Церковь Зарубежная и что, может быть, нам следует обратиться туда и перейти под ее омофор.
Вопрос: А какой результат был выдвижения в депутаты? Вы победили?
Митрополит Валентин: Конечно, я набрал 90 процентов голосов. Я и сейчас еще являюсь депутатом горсовета Суздаля. Это второй срок — с 1997 г. Первый был с 1990-го по 1994 гг. Вчера ко мне обратились с просьбой, чтобы я провел встречу с избирателями, отчитался за свою деятельность…
Так что, когда мы написали прошение о приеме в Зарубежную Церковь, нас приняли, — это был самый первый приход МП, который ушел из МП, поэтому здесь образовался российский центр Зарубежной Церкви. Через год меня вызвали в Америку, поговорили, пообщались, а вскоре пригласили в Бельгию — и там посвятили в сан Епископа. Это было 10 февраля 1991 года.
Поначалу МП признала мой сан — у меня есть даже письмо архиепископа Евлогия, который обращался ко мне как к «Епископу Зарубежной Церкви Валентину». В прошлом году приезжали ко мне из Владимира настоятель собора и протодиакон, секретарь епархии — в общем, 4 или 5 человек — с просьбой, чтобы я опять возвратился в МП. Они гарантируют, что я буду епископом здесь, в Суздале, может быть, викарным. Я, естественно, им сказал: «Не понимаю, для чего вы приехали и зачем я вам нужен. Меня МП лишила сана. Я сейчас для вас просто Анатолий Петрович Русанцов — гражданин, житель Владимирщины, как и все. Нас здесь полтора миллиона, почему вы ко мне пришли?» — «Мы хотим спасти Вашу душу». — «Ну, пожалуйста, спасайте полтора миллиона, спасайте души этих людей — я ведь лишен сана». И мне ответили: «Вы знаете, Вы ведь прекрасный историк, Вы знаете, что были соборы и лжесоборы, которые лишали сана, а потом возвращали. Вы не обращайте внимания, Вас опять восстановят в сане архимандрита, в сане епископа. Все будет, только Вы откажитесь от «раскола».
То же самое повторилось не так давно, когда начались новые гонения на нашу Церковь. В одной газете секретарь Владимирской епархии выступил: «То, что пишут о Валентине, — это не так страшно; самое главное — если бы он возвратился к нам обратно, тогда все можно простить, все можно понять». Это было написано в газете «Призыв» в прошлом году. «Но зачем я вам нужен? — хочется спросить. — Если я такой плохой, благодарите Бога, что я от вас ушел».
Вопрос: Митрополит Кирилл Смоленский и Калининградский настаивает, что в 1989 г. Совет по делам религий лоббировал Ваше рукоположение во епископа.
Митрополит Валентин: Я не знаю всех подводных течений, но я точно знаю, что в то время ни один архиерей, и даже патриарх, не могли поспорить с Советом по делам религий. И если бы, действительно, было такое предложение от Совета по делам религий, то они никогда бы не отказали. Противостояния не было. Это еще сейчас, может быть, а тогда — нет. Я почему-то в это не верю.
Помню, что когда меня в 1989 году вызывали на суд, на Священный синод, там были архиереи, был патриарх Пимен, но он уже в таком состоянии находился, что только улыбался, говорил: «Как Вы живете? Ну, Бог благословит, спасайтесь». Он даже не понимал, зачем его, бедного, посадили за стол. Вместо патриарха и синода меня судил Филарет Денисенко. Обращаясь ко мне, он говорил: «Вы, отец архимандрит, уже в таком возрасте, неужели Вы не боитесь греха? Вы не боитесь, что Вы не сегодня-завтра умрете? Как Вы предстанете перед Богом?» Затем вмешался Кирилл: «Вы оставьте, бросьте этих неформалов — переезжайте в Покров, и все будет хорошо у Вас». А я ответил: «Я не могу, они четыре месяца в лютые морозы за меня ходатайствовали, как я могу плюнуть людям в душу?» Кирилл говорит: «Батенька мой, какая душа? О чем Вы говорите? Вы всю этику христианскую перевернули с ног на голову». Ну, тут у меня «ангельский характер» сыграл, я повернулся, сказав: «Владыка, если Вам как архиерею неизвестно, что такое душа, то о чем мы будем говорить?» Другие члены синода говорят: «Отец архимандрит, все будет хорошо — покайтесь, принесите покаяние, поезжайте в Покров и все будет хорошо». В конце концов, Кирилл говорит: «Вы напишите отказ от этих старушек, своих верующих, и сделайте как Котляров (нынешний митрополит Санкт-Петербургский) — он был в Краснодаре, он подписал все и, смотрите, сейчас идет на повышение» (…).
Вертоградъ / Русская линия

ПАТРИАРХ ХОДАТАЙСТВУЕТ О ПОДДЕРЖКЕ КАНОНИЧЕСКОЙ БОЛГАРСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

АЛЕКСИЙ II ПОЗДРАВИЛ ЕЛЬЦИНА С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ

АЛЕКСИЙ II ПОЗДРАВИЛ ЕЛЬЦИНА С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ

ПАТРИАРХ ХОДАТАЙСТВУЕТ О ПОДДЕРЖКЕ КАНОНИЧЕСКОЙ БОЛГАРСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

ЗАСЕДАНИЕ РУКОВОДЯЩЕЙ ГРУППЫ МЕЖЦЕРКОВНОЙ СЕТИ БАЛТИЙСКОГО РЕГИОНА «ТЕОБАЛТ»

МИНЮСТ РФ ЛИКВИДИРОВАЛ БОЛЕЕ 1,3 ТЫСЯЧИ ОБЩЕСТВЕННЫХ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ — ЗА ПРАВОСЛАВНЫЙ ТЕЛЕКАНАЛ

ОБЪЯВЛЕН СБОР СРЕДСТВ НА ПРАВОСЛАВНЫЙ ТЕЛЕКАНАЛ? СОБОР?

БЕЛГОРОДСКИЕ МАГИ И КОЛДУНЫ ОСТАЛИСЬ БЕЗ РЕКЛАМЫ

В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НАЧАЛАСЬ БОРЬБА С ВАХХАБИЗМОМ

БЕЛГОРОДСКИЕ МАГИ И КОЛДУНЫ ОСТАЛИСЬ БЕЗ РЕКЛАМЫ

МИНЮСТ РФ ЛИКВИДИРОВАЛ БОЛЕЕ 1,3 ТЫСЯЧИ ОБЩЕСТВЕННЫХ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

МУСУЛЬМАНЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ЭТОМ ГОДУ В ХАДЖ НЕ ПОЕДУТ

МУСУЛЬМАНЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ЭТОМ ГОДУ В ХАДЖ НЕ ПОЕДУТ

БУДДИСТЫ БУРЯТИИ МОЛЯТСЯ ЗА ЗДОРОВЬЕ ДАЛАЙ-ЛАМЫ

ВАЛЕНТИН РУСАНЦОВ РАССКАЗЫВАЕТ О СЕБЕ
Из выступления «высокопреосвященнейшего» Валентина (Русанцова), именующего себя «митрополитом Суздальским и Владимирским», лидера раскольничьей РПАЦ, на I «Рождественских встречах в Суздале»....

ОТКРЫЛСЯ ОФИЦИАЛЬНЫЙ WEB-САЙТ РПЦЗ (В)

ОТКРЫЛСЯ ОФИЦИАЛЬНЫЙ WEB-САЙТ РПЦЗ (В)

ЗАСЕДАНИЕ РУКОВОДЯЩЕЙ ГРУППЫ МЕЖЦЕРКОВНОЙ СЕТИ БАЛТИЙСКОГО РЕГИОНА «ТЕОБАЛТ»

СЧЕТНАЯ ПАЛАТА И РЕФОРМА ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ НЕ ДОЛЖНА ПРЕВРАТИТЬСЯ В РАСПРАВУ США НАД НЕУГОДНЫМИ РЕЖИМАМИ, СЧИТАЕТ ИГОРЬ ИВАНОВ

СЧЕТНАЯ ПАЛАТА И РЕФОРМА ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

В МОСКВЕ ОЖИДАЮТ ДЕЙСТВИЙ УКРАИНСКИХ ВЛАСТЕЙ В СВЯЗИ С НАПАДЕНИЕМ НА ШТАБ РУССКОГО БЛОКА В КИЕВЕ

ПАПА РИМСКИЙ СОБИРАЕТСЯ В АЗЕРБАЙДЖАН

ПАПА РИМСКИЙ СОБИРАЕТСЯ В АЗЕРБАЙДЖАН

В ГЕРМАНИИ ЛЮДИ ВЫХОДЯТ ИЗ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ

В ГЕРМАНИИ ЛЮДИ ВЫХОДЯТ ИЗ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ

ХРИСТИАНИНУ ЗАПРЕТИЛИ ВЫЕХАТЬ ИЗ СУДАНА

МУСУЛЬМАНКА СУДИТСЯ С ФЛОРИДОЙ

АРАБСКИЕ ПИСАТЕЛИ ТРЕБУЮТ ОСТАНОВИТЬ ИСТРЕБЛЕНИЕ ПАЛЕСТИНЦЕВ

НЕМЕЦКИМ САТАНИСТАМ ДАЛИ 15 ЛЕТ ТЮРЬМЫ

У ЕВРОПЫ ВЗГЛЯД НА БОРЬБУ С ТЕРРОРОМ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ АМЕРИКАНСКОГО

У ЕВРОПЫ ВЗГЛЯД НА БОРЬБУ С ТЕРРОРОМ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ АМЕРИКАНСКОГО

ОТКРЫЛИСЬ ДВА ВСЕМИРНЫХ ФОРУМА

ОТКРЫЛИСЬ ДВА ВСЕМИРНЫХ ФОРУМА

ЗАХВАЧЕННЫЙ В ПАКИСТАНЕ АМЕРИКАНСКИЙ ЖУРНАЛИСТ УБИТ

ПАЛЕСТИНКА, ВЗОРВАВШАЯ СЕБЯ В ИЕРУСАЛИМЕ, БЫЛА СЕСТРОЙ МИЛОСЕРДИЯ

AL-JAZEERA ОБВИНИЛА CNN В ВОРОВСТВЕ

МИЛИЦИЯ ПОЙМАЛА ЕВГЕНИЯ КИСЕЛЕВА

СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ — ЗА ПРАВОСЛАВНЫЙ ТЕЛЕКАНАЛ


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru