Русская линия
Сводка новостей от 30 января 1999

«CAMBIO 16»: РЕЛИГИЯ И ЦЕРКОВЬ ГЛАЗАМИ ИСПАНСКОГО ОБЫВАТЕЛЯ

Самый авторитетный и самый читаемый испанский общественно-политический журнал «Cambio 16» рассчитан на респектабельного и неглупого обывателя (примерно такого, который у нас в России читает «Итоги» и «Огонек»), отражая его вкусы, пристрастия и интересы. Помимо статей о внутриполитических проблемах Испании, занимающих больше половины всего объема издания, «Cambio 16» публикует обзоры новостей туризма, женского движения, спорта и автомобильной промышленности (по развороту на каждую из этих тем). Тем знаменательнее, что этот журнал, известный своей адекватностью запросам общества, проявляет минимальный интерес к религиии, хотя Испания — страна традиционно католическая, где представителей иных конфессий совсем мало, а атеистов (по меньшей мере тех, кто признавал бы это официально) почти нет. Любопытно не только равнодушие добропорядочного общества к религиозно-церковным вопросам, но и тот ракурс, в котором они обсуждаются.
Так, в одном из номеров журнала обозреватель упоминает об апостольском послании Папы Иоанна Павла II, в котором понтифик сетует на то, что «народ по воскресеньям заполняет „футбольные соборы“ (имеются в виду стадионы), меж тем как церкви остаются пустыми». Журналист воспринимает это замечание скорее скептически, парируя: «Было бы лучше, если бы Церковь искала реальные причины равнодушия людей к вере, а не указывала бы на те кажущиеся причины, по которым она теряет свою паству».
Из двадцати пяти последних номеров еженедельного журнала только в одном из них помещено интервью с деятелем Церкви (обычно в рубрике «Встречи» помещаются беседы со спортсменами, политиками, артистами и т. д.). С журналистом «Cambio 16» беседует монсеньор Асенхо, викарный епископ Толедо и генеральный секретарь конференции испанских епископов. Один из самых интересных для корреспондента вопросов — доходы духовенства. Согласно испанским законам, из государственного бюджета в пользу Католической Церкви выплачивается 0,5% всех собираемых в стране налогов. На вопрос, согласен ли он, чтобы представители иных конфессий тоже пользовались подобными льготами, епископ Асенхо ответил, что сумма выплат для этих групп верующих должна быть гораздо меньшей и пропорциональной числу членов той или иной не традиционной для Испании конфессии. «Мы не имеем ничего против того, чтобы иудейская, мусульманская и протестантская общины получали от государства, если они того пожелают, помощь. Но мне не известно, чтобы они такое желание выражали. Сомневаюсь, чтобы они вообще пожелали бы его выразить». На вопрос о церковном имуществе монсеньор Асенхо отвечает, что, согласно закону от 3 января 1979 года, Церковь обязана хранить находящиеся в ее распоряжении художественные сокровища, предоставляя их государству для изучения и использования. На вопрос, хорошо ли живут епископы, высокопреосвященный Асенхо отвечает, что легенда о богатстве высшего духовенства принадлежит к числу «стереотипов прошлого». Средний заработок священника — 85 тыс. песет, епископа — 120 тыс. песет (594 и 839 долларов соответственно).
В одном из номеров журнала воспроизводится обложка, открывавшая выпуск «Cambio 16» двадцатипятилетней давности. Она представляет собой фотографию коленопреклонного священника с каской на голове: речь тогда шла о священниках-рабочих, возникавшей в ту пору разновидности духовенства. И общество, и Церковь относились тогда к священникам-рабочим неодобрительно: «В качестве рабочих они вызывали недоверие епископов, а в качестве священников — раздражение собственников и администраторов предприятий». Однако «Cambio 16» эту инициативу тогда поддержал, считая, что «некоторым священникам удалось совместить рясу с отбойным молотком: они на своей шкуре вынесли все те несправедливости и трудности, от которых приходится страдать рабочему классу».
Журнал помещает письмо своей читательницы, возмущенной тем зрелищем, что она увидела на улицах Малаги, по которым крестным ходом шествовала команда испанских футболистов-легионеров. Спортсмены сопровождали изваяние Христа распятого (скульптурный аналог православной плащаницы) и статую Богородицы, которая — в качестве покровительницы этого клуба — была украшена символами униформы легионеров. «Это выглядело бы приличнее и гораздо благочестивей, если бы во избежание злоупотреблений от футболистов прежде потребовали справку о крещении».
Острая полемика разгорелась по поводу одной из статей, автор которой клеймил действующих в Испании сектантов. Большинство читателей выступили поборниками религиозной свободы. Они полагают, что мерилом тут должна служить нравственная чистота духовенства, а не его положение в государственной табели о рангах. «В Католической Церкви есть священники-гомосексуалисты, замешанные в грязных делишках епископы и вооруженные пистолетами попы. Но вот их-то никто не обвиняет в сектантстве», — сказано в одном из откликов.
На одной из карикатур журнала нарисованы два босоногих монаха-францисканца, смотрящих на закат солнца. «Больше всего в закате мне нравится то, что сразу же после него у нас будет ужин», — говорит один из них другому. Выходит, что те антиклерикальные «стереотипы прошлого», наличие которых так печалило епископа Асенхо, в испанском (как, впрочем, и во всяком другом) обществе по-прежнему сильны.
Метафрасис

ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЙ II ПОЗДРАВИЛ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ И ПРИХОЖАН С ПРАЗДНИКОМ СВЯТОЙ ТАТИАНЫ

ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ ОДОБРЯЕТ БЮДЖЕТ

ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ ОБ АМЕРИКАНСКОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ НЕ ПОДДЕРЖИВАЕТ НИКАКИХ КОНКРЕТНЫХ ПАРТИЙ ИЛИ ДВИЖЕНИЙ, ТЕМ БОЛЕЕ ТЕХ, КОТОРЫЕ НОСЯТ ФАШИСТСКИЙ ХАРАКТЕР, ЗАЯВИЛ ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ II

ПИСЬМО ДВОРНИКА В ПРАВОСЛАВНУЮ ГАЗЕТУ

СОЛИДАРНЫ С СЕРБИЕЙ

ВИЗИТ ДЕЛЕГАЦИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В БЕЛЬГИЮ

В «СПАЛЬНОМ» РАЙОНЕ ОМСКА БУДЕТ ПОСТРОЕН ХРАМ

АРХИЕПИСКОП ИВАНОВСКИЙ И КИНЕШЕМСКИЙ АМВРОСИЙ БЛАГОСЛОВИЛ МЕСТНЫХ ЖУРНАЛИСТОВ ВСКРЫТЬ АНТИХРИСТИАНСКУЮ СУЩНОСТЬ ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ

ДЕЛЕГАЦИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ВСТРЕТИЛАСЬ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

ОТКРЫТА ИНТЕРНЕТ-СТРАНИЦА РОЖДЕСТВЕНСКИХ ЧТЕНИЙ

ПРОБЛЕМЫ ЛАВРЫ

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ МОЖЕТ ВНОСИТЬ СВОЙ ВКЛАД В ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕГО ЕВРОПЕЙСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ДИАЛОГ С ЕВРОПЕЙСКИМИ СТРУКТУРАМИ, ЗАЯВИЛ В БРЮССЕЛЕ МИТРОПОЛИТ СМОЛЕНСКИЙ И КАЛИНИНГРАДСКИЙ КИРИЛЛ

ПОПЫТКА ЗАПУГАТЬ НЕ УДАЛАСЬ: ПРАВОСЛАВНЫЕ СМОГУТ ПОСТОЯТЬ ЗА СЕБЯ

СОСТОЯЛОСЬ ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ МЕЖКОНФЕССОНАЛЬНОГО КОНСУЛЬТАТИВНОГО КОМИТЕТА

РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ЧТЕНИЯ

В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ ЗАКОНЧИЛИСЬ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ДНИ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ ПРАВОСЛАВИЯ ОТКРЫЛАСЬ В ОДЕССЕ

ГОТОВИТСЯ СВЯТОТАТСТВО

КЕМЕРОВО: КАТОЛИЧЕСКИЙ СВЯЩЕННИК ДАРИУШ ПРИЗЫВАЕТ К ЕДИНСТВУ

СОВМЕСТНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ КАТОЛИКОВ И ПРОТЕСТАНТОВ СОСТОЯЛОСЬ В НОВОСИБИРСКОМ КАТОЛИЧЕСКОМ СОБОРЕ «ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ» 24 ЯНВАРЯ

ЭКУМЕНИЧЕСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ В РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОМ ПРИХОДЕ В МОСКВЕ

ЕВАНГЕЛИЗАЦИЮ В НОЧНОМ КЛУБЕ НАМЕРЕНЫ В БЛИЖАЙШЕМ БУДУЩЕМ ПРОВЕСТИ ЕВАНГЕЛИСТЫ НОВОСИБИРСКОЙ ЦЕРКВИ «СЛОВО ЖИЗНИ»

НА МОГИЛАХ — ОТЕЛЬ

ВЛАСТИ ЭСТОНИИ ЛИШАЮТ РУССКУЮ ПРАВОСЛАВНУЮ ЦЕРКОВЬ ГЛАВНЫХ СОБОРОВ

У СТУДЕНТОВ БУДЕТ СВОЯ ЧАСОВНЯ

ПРАВОСЛАВНЫЕ ПАРЛАМЕНТАРИИ ОБСУЖДАЮТ ПРОБЛЕМЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

ЭДУАРД ШЕВАРДНАДЗЕ ПОДДЕРЖИВАЕТ ДУХОБОРОВ ГРУЗИИ

САМАЯ БОЛЬШАЯ В КАЗАНИ МЕЧЕТЬ ОДЕНЕТСЯ В МРАМОР КАЗАНЬ

ВАТИКАН ВЫПУСТИЛ НОВЫЙ ЧИН ДЛЯ ИЗГНАНИЯ ДУХОВ

ПАПА ИОАНН ПАВЕЛ ВТОРОЙ ПРИБЫЛ В МЕХИКО

ПАПА РИМСКИЙ ИОАНН ПАВЕЛ ВТОРОЙ В ТРЕТИЙ ДЕНЬ СВОЕГО ПРЕБЫВАНИЯ В МЕКСИКЕ ПРОВЕЛ МЕССУ НА АВТОДРОМЕ, ГДЕ СОБРАЛОСЬ ОКОЛО МИЛЛИОНА ЧЕЛОВЕК МЕХИКО

ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ СЕМИНАРИЯ ВАЛЬДЕНСОВ В ИТАЛИИ ОТМЕТИЛА СВОЙ 144 УЧЕБНЫЙ ГОД

НОВЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ СПРАВОЧНИК РЕФОРМАТСКИХ ЦЕРКВЕЙ

В ПЕРУ ОБНАРУЖЕН «ДОИНКСКИЙ» ХРАМ СОЛНЦА И ЛУНЫ

БАПТИСТЫ ПРАЗДНУЮТ СВОЙ ДЕНЬ

ОТМЕНА ОГРАНИЧЕНИЙ СВОБОДЫ СОВЕСТИ В МАКЕДОНИИ

«CAMBIO 16»: РЕЛИГИЯ И ЦЕРКОВЬ ГЛАЗАМИ ИСПАНСКОГО ОБЫВАТЕЛЯ

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru