Русская линия
Сводка новостей от 12 декабря 1998

ПРАВОСЛАВНОЕ МЕНЬШИНСТВО. В ЭКУМЕНИЧЕСКОМ ДВИЖЕНИИ ТОН ПО-ПРЕЖНЕМУ ЗАДАЮТ ЛИБЕРАЛЬНЫЕ ПРОТЕСТАНТСКИЕ ГРУППЫ


Оним из основных вопросов на VIII Ассамблее Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) стал вопрос о дальнейшем участии православных в экуменическом движении. Никогда еще православные не привлекали к себе столько внимания на международных христианских форумах. С первых дней своего существования ВСЦ, крупнейшая в мире экуменическая организация, находится под контролем протестантов, причем в последнее время роль неолиберальных групировок стремительно возрастает.
«Мы чувствуем себя все более и более чужими в ВСЦ», — заявил иеромонах Иларион (Алфеев), глава делегации Русской Православной Церкви. «Когда мы начинали работу в ВСЦ, мы надеялись, что западные христиане изменятся, дабы примириться с учением, устройством и духом Древней Неразделенной Церкви. Они действительно изменились, но в противоположном направлении», — считает священник Всеволод Чаплин.
Так возник вопрос о целесообразности дальнейшего участия православных в экуменическом движении. Предельно жестко этот вопрос был поставлен в мае 1998 года на всеправославном совещании в Салониках (см. «НГР». ___, от ___), коммюнике которого было одобрено на межправославных встречах в Сирии и США.
Несмотря на 50-летний опыт участия православных в деятельности ВСЦ, протестантское большинство по-прежнему воспринимает православных как небольшую замкнутую группу и очень не любит напоминаний о том, что именно Русская Православная Церковь является самым крупным членом ВСЦ.
Противоречивое и непоследовательное отношение протестантов к православным хорошо известно. С одной стороны, они плохо понимают православных и считают, что последние просто встпупили в борьбу за власть. С другой стороны, протестантам предельно важно удержать православных в ВСЦ. Без православных Всемирный Совет Церквей превратится в чисто протестантсткую организацию и не сможет даже претендовать на то, чтобы выражать позицию большинства христиан всего мира.
Салоникское заявление многих повергло в шок. И аппарат ВСЦ попытался серьезно проанализировать ситуацию. Из православных богословов и сотрудников ВСЦ была создана специальная аналитическая группа, которая подготовила детальный отчет по проблеме участия православных в экуменическом движении. Фактически, главным итогом этой работы стало предложение о создании специальной богословской комиссии, которая займется разрешением всех возникших проблем. Уже на этом этапе стало очевидно, что без реорганизации ВСЦ не обойтись. Накануне Ассамблеи многие говорили о глубоком кризисе институционального экуменизма.
Впервые при подготовке Ассамблеи особое внимание уделялось позиции православных. Павел Мейендорф, православный богослов из Америки, участвовал в работе богослужебной комиссии Ассамблеи. Подводя итоги этой работы он отметил, что впервые за многие годы из программы по требованию православных были полностью исключены евхаристические богослужения, и большинство согласилось с их мнением. «Это наша победа, но битва была тяжелой», — подчеркнул Павел Мейендорф. Тем не менее главное былодостигнуто: непосредственная угроза выхода православных из ВСЦ миновала.
Но робкие надежды на спокойный и взвешенный диалог оказались преждевременными. Перед открытием Ассамблеи протопресвитер Георгий Цецис (Вселенский Патриархат) заявил: «Проблема заключается не в конфликте между православными и остальными христианами, а между традиционализмом и либерализмом в церковной жизни и богословии».
Лидеры ВСЦ открыто признали, что православные не принимают полноценного участия в ВСЦ, так как, по словам модератора Центрального комитета ВСЦ Католикоса Киликийского Арама I (Армянская Апостольская Церковь), «некоторые тенденции и практика ВСЦ были несопоставимы с Православной Традицией».
Действительно православные не согласны с многими протестантами в понимании Евхаристии, в отношении к женскому священству, иклюзивному языку в богословии, правам сексуальных меньшинств и религиозному синкретизму. Интересно, что по ряду вопросов с православными солидаризиуются традиционные протестанты, в особенности из Африки и Латинской Америки.
События на Ассамблее развивались стремительно и полностью подтвердили слова греческого богослова. Неолиберальное лобби оказалось достаточно влиятельным и навязало Ассамблее свои вопросы.
Подводя итоги декады «Церкви в солидарности с женщинами», посвященой роли женщин в жизни христианских общин и современного общества в целом, участницы декады отметили, что они твердо придерживаются таких вглядов на «человеческую общность, в которой участие каждого значимо, и никто не исключен по признаку расы, пола, возраста, религиозной или культурной традиции, где многообразие принимается как дар Божий».
В то же время в обращении упоминается ряд этических и богословских проблем, таких как женское священство, аборты, разводы и сексуальность различной ориентации, которые по-разному, порой противоположным образом, понимаются разными христианскими общинами. Отдельно следует говорить о сексуальности, которая была представлена «во всем своем многообразии». Либеральные группы активно участвовали в декаде и добились того, что в итоговом обращении «насилие, вызванное различиями по этому вопросу», было осуждено.
После трудной борьбы в редакционной комиссии, окончательная редакция обращения была одобрена православными. Но после того, как документ был представлен Ассамблее, православные делегаты были вынуждены заявить протест в связи с изменениями, которые внесли феминистки после принятия окончательной редакции.
Решительный протест православных связан с тем, что в обращение в нарушение всех правил было включено положение о поддержке репродуктивных прав. Этот термин является эвфемизмом для обозначения права женщин на контрацепцию и аборт. Все Православные Церкви, в отличие от неолиберальных протестантских групп, считают аборт убийством, которое невозможно оправдать никакими «правами женщин на свое тело», и выступают категорчески против его признания.
Анна МакКоул, член делегации Антиохийского Патриархата, утверждает, что в окончательном варианте обращения этот пункт отсутствовал. «Этот текст для меня оказалось полной неожиданностью, и мы возражаем против его включения в документ», — отметила Анна МакКоул в интервью агентству «Метафрасис».
Православные были не готовы к тому, как либеральное лобби проводит свою линию. Несанкционированное «дописывание» документов является одним из самых распространнных приемов, которыми пользутся неолибералы. Фактически, закулисная борьба на Ассамблее активно использует политические технологии в борьбе за власть.
«После многих лет нашего сотрудничества в экуменическом движении становится ясно, что Православная Церковь и протестантские церкви развиваются в противоположных направлениях, — заявил иеромонах Иларион (Алфеев) на одном из пленарных заседаний. — Многие протестантские церкви усваивают взгляды и позиции, характерные для западного либерального общества, теряя традиционные христианские ценнсти».
В эти дни снова прозвучали слова о том, что решение православных остаться в экуменическом движении еще не окончательное. Иеромонах Иларион не исключает возможности, что «Православные Церкви последуют примеру Грузинской Церкви и выйдут из Совета». Предотворатить это может только радикальная реорганизация ВСЦ.
Православные не раз предлагали превратить ВСЦ в христианский форум без фиксированного членства, организованный по принципу «семей». Так будет достигнуто паритетное участие в диалоге всех основных христианских традиций. Сегодня это могли бы быть три семьи — православные, протестанты и так называемые «свободные церкви», — в будущем при такой оганизации к ним легко могут присоединиться католики.
Есть одно главное «но», которое мешает православным проводить последовательную линию. Позиции Поместных Православных Церквей представляют самый широкий спектр мнений: от полного принятия до полного неприятия экуменизма. На одном полюсе находятся Вселенский и Румынский Патриархаты, которые до последнего будут сохранять членство в ВСЦ, на другом — Грузинский и Болгарский Патриархаты, которые уже официально вышли из ВСЦ, причем Болгарская Церковь направила свое письмо о выходе в дни проведения Ассамблеи. К ним тяготеет Иерусалимский Патриархат, который отказался от богословского диалога с инославными, однако частично участвует в работе ВСЦ и даже делегировала своего представителя в Центральный комитет ВСЦ, так как заинтересован в поддержке экуменическими организациями особого статуса Иерусалима.
Наиболее гибкой является позиция «центра», который сегодня формирует Русская Православная Церковь. К ней тяготеют Сербская и Польская Православные Церкви, и, отчасти Элладская Церковь. На Ассамблее в Хараре им не хватило сил, чтобы громко и ясно заявить о своей позиции.
Но шанс еще не упущен. Специальная богословская комиссия, которая будет сформирована вскоре после Ассамблеи, объединит усилия православных и протестантских богословов для поиска новых форм организационного устройства ВСЦ, которые гарантируют православным полноценное участие в экуменическом движении и, по словам генерального секретаря ВСЦ Конрада Райзера, «предотвратят дальнейшую маргинализацию и отчуждение православных».
ВСЦ православные получили 37 мест, достигнув полного консенсуса по количеству представителей от каждой Церкви, причем Русская Православная Церковь получила пять мест. Однако уже на первых заседаниях нового Центрального комитета ее представители заявили, что полностью приостанавливают свое участие в работе ЦК до завершения работы специальной богословской комиссии, т. е. не менее, чем на два-три года. Вполне возможно, что некоторые Церкви последую примеру Московского Патриархата.
Между тем, у православных сохраняется одно глубокое противоречие. С одной стороны, они утверждают, что участие православных в экуменическом движении следует понимать как один из глобальных миссионерских проектов ХХ века. Возможность свидетельствовать всему миру о Православной Церкви как Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви предполагает, что в экуменическом движении должны участвовать прежде всего опытные миссионеры и апологеты. С другой стороны, православные делегации были полностью укомплектованы церковными дипломатами и бюрократами, для которых пламенное свидетельство о Православии, исполненное любви и уважения к ближним, как правило затруднительно.
Между тем, опыт такого свидетельства существует. Самыми яркими без сомнения были выступления Архиепископа Тиранского и всей Албании Анастасия, одного из крупнейших православных миссионеров ХХ века. Его голос звучал убедительно не только на встречах православных делегаций, но и на пленарных заседаниях Ассамблеи. «Почему мы, находясь в плену европейского рационализма, ждем немедленного результата? Разве недостаточно того, что мы свидетельствем о Христе в любви и терпении? Так поступали апостолы, и наше призвание осталось прежним. Да, трудно. Но если мы уйдем, это будет свидетельством нашей слабости и только», — заявил Архиепископ Анастасий и никто не сумел его оспорить. Несмотря на то, что православных активно подталкивали к самоизоляции, этого не случилось. Глобальный миссионерский проект не закрыт.
Сергей Чапнин, НГ-Религии
  • Читать в Телеграм
  • Выделите текст и нажмите Ctrl-Enter, если заметили опечатку

«РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ВСЕГДА БЫЛА ПРОТИВ ЛЮБОГО ВИДА УБИЙСТВА»

СУМЫ. ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЙ II ВЫРАЗИЛ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ В СВЯЗИ С ПРИЗНАНИЕМ РУКОВОДСТВОМ СУМСКОЙ ОБЛАСТИ УКРАИНЫ ПРИМИРЯЮЩЕГО И СОЦИАЛЬНОГО СЛУЖЕНИЯ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

СОСТОЯЛАСЬ РОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ СОЮЗА ПРАВОСЛАВНЫХ БРАТСТВ

МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ ПРОДОЛЖАЕТСЯ. ВОПРЕКИ «РАДОНЕЖУ»

МИРОТОЧИВЫЕ ИКОНЫ В ПЕТРОЗАВОДСКЕ

ТРЕБОВАНИЯ ОТМЕНЫ РУССКОГО РЕЛИГИОЗНОГО ЗАКОНА ПО СЛУЧАЮ ГОДОВЩИНЫ ДЕКЛАРАЦИИ ПРАВЫ ЧЕЛОВЕКА

Тема недели. Колонка редактора.

ПРАВОСЛАВНОЕ МЕНЬШИНСТВО. В ЭКУМЕНИЧЕСКОМ ДВИЖЕНИИ ТОН ПО-ПРЕЖНЕМУ ЗАДАЮТ ЛИБЕРАЛЬНЫЕ ПРОТЕСТАНТСКИЕ ГРУППЫ

СЕРГИЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НОВОГО ПЕРЕВОДА КНИГИ БЫТИЯ

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ РОССИИ ЗАЯВИЛИ, ЧТО ВСЦ ДОЛЖЕН РЕФОРМИРОВАТЬСЯ ДЛЯ ВОЗВРАЩЕНИЯ СВОИХ ПРАВОСЛАВНЫХ ЧЛЕНОВ

СТАТУЯ ДЕВЫ МАРИИ ИЗ НАЗАРЕТА ПРИБЫЛА В МОСКВУ

ПРАВОСЛАВНЫЙ ИСТОРИК ПРОТИВ ДЗЕРЖИНСКОГО

БЛАГОВЕЩЕНСК: АМЕРИКАНСКАЯ ХРИСТИАНСКАЯ СЕМЬЯ УСЫНОВЛЯЕТ БРОШЕННЫХ ДЕТЕЙ В РОССИИ

ГЛУХОВ. ПРЕДСТОЯТЕЛЬ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ, БЛАЖЕННЕЙШИЙ МИТРОПОЛИТ КИЕВСКИЙ И ВСЕЯ УКРАИНЫ ВЛАДИМИР СОВЕРШИЛ ОСВЯЩЕНИЕ ЧАСОВНИ НА МЕСТЕ ЯВЛЕНИЯ ЧУДОТВОРНОЙ ГЛИНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

КИЕВ. ПРЕДСТОЯТЕЛЬ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И ПРЕДСЕДЕТЕЛЬ ГОСКОМИТЕТА ПО ОХРАНЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ УКРАИНЫ ПОДПИСАЛИ СОГЛАШЕНИЕ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

ПРОШЕЛ СЪЕЗД СОЮЗА ПРАВОСЛАВНЫХ БРАТСТВ УКРАИНЫ

ПОЧАЕВ. СВЯЩЕННЫЙ СИНОД УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ОБРАТИЛСЯ К ВЗВОЛНОВАННЫМ И РАСТЕРЯННЫМ ЧАДАМ СВЯТОЙ ЦЕРКВИ СЛОВАМИ ХРИСТА: «МИР ВАМ!», ВЫСКАЗАВ ОФИЦИАЛЬНУЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ УПЦ ПО ВОПРОСУ ВВЕДЕНИЯ В УКРАИНЕ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫХ НОМ

ЧЕРНИГОВ. В ПРИСУТСТВИИ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ БЛАЖЕННЕЙШИЙ МИТРОПОЛИТ КИЕВСКИЙ И ВСЕЯ УКРАИНЫ ВЛАДИМИР ОСВЯТИЛ РЕКОНСТРУИРОВАННУЮ ШКОЛУ НА РОДИНЕ ПРЕЗИДЕНТА

КИРОВОГРАД. ПОЧИЛ О ГОСПОДЕ ПРЕОСВЯЩЕННЫЙ ВАСИЛИЙ, БЫВШИЙ АРХИЕПИСКОП КИРОВОГРАДСКИЙ И АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

КИЕВ. СОСТОЯЛАСЬ ХИРОТОНИЯ ЕПИСКОПА ХУСТСКОГО И ВИНОГРАДОВСКОГО АГАПИТА

В ГРУЗИИ ВОССТАНОВЛЕНА ИСТОРИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ

КИЕВ. ПРЕЗИДЕНТ УКРАИНЫ ЛЕОНИД КУЧМА ЗАЛОЖИЛ КАПСУЛУ С ПОСЛАНИЕМ К ПОТОМКАМ В ОСНОВАНИЕ УСПЕНСКОГО СОБОРА КИЕВО — ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЫ (УПЦ) И ПРИСУТСТВОВАЛ НА ОСВЯЩЕНИИ КРЕСТА ВОССТАНАВЛИВАЕМОГО МИХАЙЛОВСКОГО ЗЛАТОВЕРХОГО СОБОРА (УПЦ-КП)

В КИЕВЕ ПРОШЛА МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «СВОБОДА СОВЕСТИ В УКРАИНЕ В КОНТЕКСТЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВОВОГО ОПЫТА»

АРХИЕПИСКОП ГРЕЦИИ ХРИСТОДУЛОС ПРИВЕТСТВУЕТ ДЕКЛАРАЦИЮ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

РУМЫНИЯ: КОНЧИНА СТАРЦА КЛЕОПЫ

АРХИЕПИСКОП ХРИСТОДУЛ ГОТОВ К ПОСРЕДНИЧЕСТВУ

VIII АССАМБЛЕЯ ВСЦ: СОЗДАНА СПЕЦИАЛЬНАЯ КОМИССИЯ

БОЛГАРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ВЫШЛА ИЗ ВСЦ

АССАМБЛЕЯ ВСЦ РАССМАТРИВАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ СОЗДАНИЯ ФОРУМА ВСЕХ ХРИСТИАНСКИХ ЦЕРКВЕЙ

РАЙЗЕР ПОДНИМАЕТ ВОПРОС О ВОЗМОЖНОСТИ РУКОПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН В ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЯХ

ЛИТУРГИЯ В ХАРАРЕ ОТМЕЧАЕТ РОСТ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В АФРИКЕ

РИМСКИЙ ПАПА ЗА ПРЕОДОЛЕНИЕ РАЗЛИЧИЙ МЕЖДУ КАТОЛИКАМИ И ПРАВОСЛАВНЫМИ

АРХИЕПИСКОП АНАСТАСИЙ: ХРИСТИАНЕ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ПОМНИТЬ

«ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НЕЛЬЗЯ РЕШИТЬ БЕЗ ЧЕСТНЫХ ГРАЖДАН»

БОЛГАРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ВЫШЛА ИЗ ВСЦ

СИНОД ОКЕАНИИ ПРИНЯЛ ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ

НОВЫЙ ДОКУМЕНТ ВАТИКАНА, ОСУЖДАЮЩИЙ КЛОНИРОВАНИЕ

ПРЕДСТАВИТЕЛИ ХАРЕДИМ АТАКУЮТ ВЕРУЮЩИХ В МЕССИЮ. ПОЛИЦИЯ СПАСАЕТ ЕВРЕЙСКИХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ ИИСУСА ОТ ТОЛПЫ

КИТАЙ ОТВЕРГАЕТ ОБВИНЕНИЯ В АРЕСТАХ ХРИСТИАН

КОНСЕРВАТИВНЫЙ ЕПИСКОПАЛЬНЫЙ СИНОД АМЕРИКИ ПРОТИВ ЕПИСКОПОВ-«ЛИБЕРАЛОВ»

В НИДЕРЛАНДАХ УЗАКОНЕНЫ ГОМОСЕКСУАЛЬНЫЕ БРАКИ

ВО ФРАНЦИИ ПРИНЯТ ЗАКОН О СОЖИТЕЛЬСТВЕ

VIII АССАМБЛЕЯ ВСЦ: ПРАВОСЛАВНЫЕ ДЕЛЕГАТЫ ПРОТЕСТУЮТ

КОРЕЙСКАЯ ФЕМИНИСТКА — ТЕОЛОГ НЕ ЖЕЛАЕТ РАСКАИВАТЬСЯ

ВСЦ ОТКЛАДЫВАЕТ РЕШЕНИЕ ПО ЧЛЕНСТВУ ДЛЯ ЦЕРКВЕЙ С ПОЛИГАМНЫМ КЛИРОМ

ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС ВСЦ ПРЕОДОЛЕН

БЕСНОВАНИЕ В МАНЕЖЕ


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика