Торгово-ярмарочный комплекс «Москва» обвинен в оскорблении религиозных чувств иудеев
В арбитражном суде Москвы состоялось предварительное слушание дела по судебному иску московского бюро по правам человека и организация «Еврейский мир» к руководству торгово-ярмарочного комплекса «Москва», газете «Экстра М» и рекламному агентству «Огниво» в связи с распространением рекламы, умаляющей, по мнению истцов, «деловую репутацию еврейских организаций, честь и достоинство всех евреев, соблюдающих традиции». Весной в Москве появились рекламные щиты, наклейки в метро с рекламой торгово-ярмарочного комплекса «Москва», на которых был изображен верующий еврей в традиционном еврейском головном уборе (кипе), покупающий компьютер. Надпись на плакатах гласила: «Центр „Москва“ работает и по субботам». В региональной правозащитной организации «Правозащитная информация», в апреле 2003 года несколько еврейских организаций столицы обратились в бюро с просьбой защитить их права. По их утверждению, «реклама очевидно и акцентированно призывает покупателей, и в первую очередь евреев, совершать покупки именно в субботу. Между тем в еврейской национальной и, главным образом, религиозной культуре суббота является не просто днем отдыха, а особенным днем, имеющим священный смысл. В этот день запрещены все виды работ, дальние прогулки и совершение покупок, включающих поход или поездку в магазин, ношение с собой денег, купленного товара и т. п.». Таким образом, «реклама торгово-ярмарочного комплекса „Москва“ имеет неэтичный характер и оскорбляет религиозные чувства иудеев», — говорится в иске. По мнению сотрудников бюро, такую рекламу можно уподобить афише ресторана с изображением христианина и подписью: «В Великий пост кормим мясом». К сожалению, на предварительное слушание дела в арбитражном суде Москвы представители ответчиков в суд не явились, не представили они и своих возражений. В связи с неявкой ответчиков суд повторно назначил предварительное слушание на 4 сентября 2003 года. Regnum