Обращение Епископа Буэнос-Айресского и Южно-Американского Александра (РПЦЗ) Откуда у вас вражды и распри — не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? (Иак. 4:1). Всечестные отцы, дорогие братия и сестры во Христе. Мой бывший профессор по физике говаривал шутя: «Things will get worst before they get better» (т.е. «Дела пойдут хуже, прежде чем повернут к лучшему»). Неполадки, которые ныне волнуют нашу Церковь, ко всеобщему прискорбию, идут именно так: от плохого к худшему. Поэтому я призываю всех — и духовенство и прихожан — усилить свои молитвы и направить все старания к прекращению раздоров и умиротворению Церкви. Каждый из нас, от великого до малого, должен стать миротворцем! Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому (Кол. 4:6). В первую очередь хочу сказать, что последний поступок епископа Михаила в Мансонвилле, который пытался увезти в Синод Владыку Митрополита Виталия, — возмутителен. Он сделал это по личной инициативе, ни с кем не посоветовавшись и не испросив благословения у Митрополита Лавра. Я считаю, что он должен быть отстранен от управления Канадской епархией. В поступке еп. Михаила самым неожиданным для меня было то, что я всегда считал его «детищем» и любимцем Митрополита Виталия, исполнявшим его важнейшие поручения. Во всем, что происходит в нашей среде сейчас, я ощущаю полчище бесов, которые умножили свои усилия, чтобы всех перессорить. Действительно, если разобраться в сущности наших проблем, то воевать и ссориться, собственно, не из-за чего. Все мы согласны с тем, что сергианство и экуменизм являются злом, и никто из архиереев не собирается менять изначальный курс Зарубежной Церкви, никто не говорит о слиянии с кем-либо или о самоупразднении нашей Церкви. Наши ценности и идеалы не изменились. Что меняется, так это отношение к Церкви на нашей многострадальной Родине. Более 70 лет мы молили Господа освободить нашу Родину от ига безбожной власти, и Он услышал наши молитвы: без всякого действия извне, без кровопролития, как карточный домик, внезапно рухнул коммунизм. Больше нет того адского зверя, который всячески старался поработить Церковь. Духовное обновление на нашей Родине идет — пусть не так быстро, как хотелось бы — но все же идет: это духовное обновление из толщи простого верующего народа поднимается в ряды духовенства и постепенно в епископат. На наших глазах происходит то, что предсказывали многие святые еще до революции. Остается нам лишь благодарить Господа за это чудо и терпеливо ждать дальнейшего оздоровления церковной среды. Мне прошлось быть свидетелем многих событий, волнующих теперь нашу Церковь, и я хочу поделиться с Вами моими впечатлениями и переживаниями. Самым отрадным было то, что все заседания Собора и Синода, на которых я присутствовал, проходили в деловой и дружеской обстановке. Каждый высказывал то, что думал, никому рот не закрывали и никого не заставляли что-либо подписывать против его совести. На всех этих заседаниях Владыка Митрополит Виталий был в согласии с большинством архиереев, несколько раз всех благодарил за единодушие и за принятые постановления. И вот, как гром с ясного неба, вдруг посыпались за его подписью ничем не обоснованные и оскорбительные обвинения в адрес нашего епископата. Мне сразу стало ясно, что они были написаны кем-то другим и старцу-Митрополиту только подсунули их для подписи. Будучи в Синоде, мы все замечали, что Владыка Митрополит быстро забывал то, о чем только что говорилось. Позже выяснилось, что ему давали сильные обезболивающие (наркотические) средства, от которых Владыка Митрополит временами совсем терял ориентацию. На всех заседаниях и встречах с Владыкой Митрополитом Виталием все архиереи всегда держали себя по отношению к нему с большим уважением и с любовью. Этому я свидетель. Даже после того, как он письменно обвинил нас в грехопадении (непонятно каком) и в том, что мы составили «разбойничий собор» (на нашем Соборе не было и тени принуждения), все желали, чтобы старец вернулся в Синод и пользовался бы почетом старейшего Иерарха. Мы понимали, что он подпал под влияние злобствующих церковных политиканов, которые пользуются его именем ради достижения своих целей и амбиций. Всем нам, архиереям, хотелось, чтобы Первосвятительский жезл перешел к новому Первоиерарху, Митрополиту Лавру, так же миролюбиво и благостно, как он перешел от митрополита Антония к митрополиту Анастасию и от митрополита Анастасия к митрополиту Филарету. Однако, увы! Люди, окружавшие Митрополита Виталия, сумели омрачить торжество настолования нашего нового Первоиерарха Митрополита Лавра, который пользуется всеобщей любовью и уважением — как епископата, так и верующих людей. Бог судья тем, которые раздирают Церковь и сеют злобу! Святитель Иоанн Златоуст говорил, что нет греха тяжелее учинения раскола в Церкви. Этот грех не смывает даже мученическая кровь. Теперь хочу сказать несколько слов по поводу нововозникшей «Русской Церкви в Изгнании». Власть Первоиерарха велика, но не безгранична. Церковные каноны требуют, чтобы все важнейшие решения старший среди архиереев (в данном случае митрополит) согласовывал с остальными архиереями. Ни снятие запрещения, наложенного синодом, ни хиротонии новых архиереев митрополит не смеет совершать самолично, — тем более после того, как он добровольно ушел на покой. Известно, что кандидатуры недавно впопыхах посвященных митрополитом Виталием архиереев никем не были одобрены. Это были люди, которые случайно оказались под рукой. Уже одно это обстоятельство лишает каноничности эти хиротонии. Епископ Варнава, принявший участие в этих хиротониях, незадолго до этого был лишен сана, поэтому все его священнодействия недействительны. В сущности, сейчас он — простой монах. Следует пояснить, что среди архиереев епископ Варнава известен, как человек порывистый, часто действующий необдуманно и многократно нарушивший церковные каноны. Еще в 1993 году епископ Григорий Граббе настаивал, чтобы Владыку Варнаву отстранили от священнослужения: «Количество канонических нарушений еп. Варнавы настолько велико, — писал тогда Синоду еп. Григорий, — что невозможно их все перечислить». Самым серьезным недавним нарушением еп. Варнавы является бунт, который он возглавил против своего правящего архиерея, епископа Амвросия, и самочинное создание своей епархии в Западной Европе. Сам процесс епископских хиротоний, совершенных митрополитом Виталием для срочного пополнения епископата создаваемой им «церкви», тоже очень меня смущает. Известно, что в течение последних трех лет Митрополит Виталий не служил, даже на Пасху, а лишь присутствовал в алтаре, ссылаясь на свою немощь. А тут вдруг совершает архиерейские хиротонии, без участия хоть одного законного епископа и ни с кем из архиереев не посоветовавшись? Так это не солидно выглядит, так недостойно той Церкви, которая всегда стояла на страже чистоты Православия и канонической строгости! Итак, новоиспеченная в Мансонвилле новая церковная организация возникла при вопиющем попрании церковных законов. По моему глубокому убеждению, она не канонична и ничего положительного принести не может. Как дело не от Бога, оно непременно раздробится и распадется к стыду его создателей. Больно до слез, что недобрые советники старца-Митрополита на закате его плодотворной жизни так унизили его доброе имя. Будем же все молиться о том, чтобы Владыка Виталий освободился от влияния злобствующих церковных политиканов и вернулся в лоно Зарубежной Церкви, для которой он так много потрудился. Я знаю, что Митрополит Владыка Лавр старается встретиться с Митрополитом Виталием, чтобы остановить возникшую смуту, но окружение Владыки Виталия до сих пор препятствует этому. В заключение, дорогие мои, я призываю всех Вас сплотиться вокруг Митрополита Лавра и во всем поддерживать его! Не будем спешить покидать свою Церковь, но потерпим немного, и вся эта пыль осядет, и снова засияет солнце. Я верю, что так будет! Да воскреснет Бог и расточатся врази его! Епископ Александр, 30 ноября 2001 г. Вертоградъ