Русская линия
Сводка новостей от 6 октября 2001

ВЫСТУПЛЕНИЕ ЕПИСКОПА ТИХВИНСКОГО КОНСТАНТИНА, РЕКТОРА ДУХОВНЫХ ШКОЛ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, НА 7-ОЙ ВСЕРОССИЙСКОЙ ВЫСТАВКЕ «ПРАВОСЛАВНАЯ РУСЬ»

Я благодарю вас всех за проявленный к нашей выставке интерес, и, прежде всего, хочу поблагодарить организаторов и в частности Вас, уважаемая Анна Владимировна, за предоставленную нам возможность встретиться здесь. Я часто встречаюсь со студентами, я читаю лекции по догматическому богословию в семинарии, Академии.
Хочу вам также представить моего ближайшего помощника, который в иерархии Санкт-Петербургских Духовных школ занимает второе место после ректора, это заслуженный профессор протоиерей Василий Стойков, проректор наших духовных школ по учебной работе. Вам сейчас продемонстрируют фильм, предваряя просмотр которого я скажу несколько слов.
Фильм посвящен Санкт-Петербургским Духовным школам, он очень коротко, сжато рассказывает и об истории духовных школ и о современном положении. Говоря о духовных школах мы имеем ввиду Санкт-Петербургскую Духовную академию, Семинарию с регентским отделением, с иконописной школой и факультетом иностранных студентов. В академии обучается 168 студентов, в семинарии 260 воспитанников, в иконописной школе 40 человек, на регентском отделении 93 человека, на факультете иностранных студентов 31 человек, кандидаты 20 человек. Всего в наших школах учатся 588 человек. Профессорско-преподавательская корпорация насчитывает 91 человек, сотрудников 78 человек. Это данные на начало этого учебного года.
Теперь немного о нашей Духовной семинарии. Это основное подразделение духовной школы. Семинария сейчас переживает статус реформирования, перехода от четырехлетнего на пятилетнее обучение, перехода от среднего специального учебного заведения к высшему учебному заведению с пятилетним сроком обучения. По новым программам уже обучаются четыре класса, со следующего года уже будет пятый год. Наш статус будет обсуждаться на заседании Священного Синода РПЦ, и мы надеемся для нашей семинарии получить через год статус высшего учебного заведения. В семинарии учатся исключительно юноши, холостые, как правило, или же молодые люди женатые первым браком. Люди женатые вторым браком не имеют право быть священниками по канонам.
Мы очень серьезное рассматриваем документы наших абитуриентов. Они заполняют специальные анкеты, требуются и обычные документы для поступающих в вуз, но кроме них еще справка о венчании — для женатых, для всех — справка о крещении. Безусловно, абитуриент не должен быть судим, предъявляются строгие требования к его физическому и психическому здоровью. Существует такая вещь, как профессиональная не пригодность. Поэтому поступающие проходят тщательное психиатрическое освидетельствование, мы даже вынуждены были ввести несколько лет назад специальные тесты, которые проводит психиатры-наркологи.
Все студенты находятся на полном церковном обеспечении, сюда входит четырехразовое питание — завтрак, полдник, обед, ужин; мы им предоставляем бесплатное общежитие и платим небольшую стипендию, на карманные расходы, на туалетные принадлежности. Учатся, как правило, подчеркиваю, юноши. Во время обучения в семинарии некоторые из них решают или пытаются решить свой семейный статус, женятся и становятся священниками, но таких сейчас маловато. Это объясняется тем, что раньше, когда я еще учился в семинарии, в академии, тогда, как правило, принимали в семинарию лиц, которые уже отслужили армию, то есть в возрасте 21 года. В 21 год приходит из армии, где-то в 22 года поступает, 22 плюс четыре года обучения в семинарии, получается 26 лет, то есть тот возраст, когда уже обычно вступают в брак. А сейчас мы принимаем в семинарию после школы, в неполных 17 лет, 17 плюс четыре — 21 год, ну, о какой там можно женитьбе говорить, женятся, конечно, но очень редко. Есть у нас и люди с высшим образованием, у нас довольно-таки много их учится, примерно, процентов 15−20.
Академия является высшим учебным заведением. Срок обучения в академии 4 года, главная цель академии — подготовка профессорско-преподавательского состава для семинарий Русской Православной Церкви и для того, что принято называть управленческим аппаратом Церкви. Епископат, Синодальные комиссии, отделы, но главное это все-таки преподавательский состав. Дело в том, что еще раньше, 10 — 11 лет тому назад, у Церкви было всего три семинарии: Московская, Ленинградская и Одесская. Теперь семинарий 27. Проблем у новооткрытых семинарий или же возрожденных семинарий много. Я сам в течении 7 лет был ректором возрожденной Минской Духовной семинарии. Приходилось все начинать с нуля, в полном смысле этого слова: здание, помещение, люди, библиотека. И находить преподавателей было нисколько не легче, нежели находить какие-то материальные средства и помещения. Потому что академий всего на всего две, Московская и Санкт-Петербургская. Причем, набор в академию небольшой, а теперь семинарий 27 и, конечно же, все они требуют преподавателей, а право преподавать в семинарии имеет только лицо, получившее высшее академическое образование. Студенты академии пишут научные работы, у них два уровня: низший уровень — дипломная работа, и более высший уровень — это курсовая работа, которая в случае успешной защиты является кандидатской диссертацией. После защиты этой диссертации они получают степень кандидата богословия.
В скором времени академия перейдет на трехлетнее образование, то есть семинария становится пятилетней, а академия — трехлетней. По сути говоря, академия будет выполнять функцию аспирантуры. Кроме того, академия будет разделена на четыре отделения: научно-богословское, церковно-практическое, историческое, филологическое отделение.
Регентское отделение готовит регентов церковных хоров. Учатся главным образом там девушки. Примерно, занимаются 92−93 человека, из них на 95% это девушки и несколько юношей. Срок обучения четыре года. Они, кроме музыкальных дисциплин, изучают еще и некоторые общие религиозные дисциплины, в частности, церковный устав, без которого не может быть регента, историю Русской церкви, общецерковную историю, нравственное богословие, некоторые другие религиозные образовательные дисциплины, которые помогут им быть не только регентами, но и руководителями воскресных школ на приходах.
На факультете иностранных студентов учится 30 человек. Они занимаются по различным программам. Есть, например, такие, которые приехали из Югославии, Сербии и занимаются полностью по семинарской программе. Кто-то занимается по программе регентского отделения, есть такие, которые занимаются только по академической программе, есть такие, как, например, финны или из Южной Кореи, которые приезжают на 1−2 года для того, чтобы изучить русский и богословский язык, читать и понимать русскую религиозную философию, разбираться в русском богословии, и затем уже писать на эту тему работы. Это чаще всего молодые ученые, аспиранты из Германии, Великобритании, Кореи, Финляндии, для которых, как правило, один или два года — стажировка. Затем они уезжают в свои университеты, пишут там научные работы.
Наша преподавательская корпорация составляет 90 человек. Она включает в себя не только профессоров, которые имеют богословское образование и которые преподают богословские предметы, именно наша школа стала более открытой, мы приглашаем для чтения некоторых предметов и лучшую профессуру из Государственного университета и некоторых других вузов Санкт-Петербурга. К примеру, крупнейший филолог профессор Бухаркин из Санкт-Петербургского Государственного университета читает у нас историю русской литературы и риторику, а также у нас преподает, например, профессор Васаевич из университета, который ведет латинский язык и историю Древнего мира, профессор Базиленко из университета читает историю религий, профессор Демидов из Пушкинского дома и некоторые другие. Но, как правило, они ведут не основные богословские, а вспомогательные, филологические дисциплины.
Мы регулярно участвуем в различных научных конференциях, фактически каждый месяц мы принимаем участие в какой-нибудь крупной конференции. Сейчас готовим конференцию, которая будет проходить под девизом диалога отечественной церковной и светской образовательных традиций. Это II Покровские педагогические чтения, организаторами которых выступают Государственный педагогический университет имени Герцена и наша Духовная академия. Я сторонник того, чтобы конференция проходила не полностью у нас в Духовной академии, а допустим, половина заседаний — в Духовной академии, половина — на базе какого-нибудь университета, чтобы быть более доступными для всех и более открытыми.
Для того, чтобы учебный процесс был лучше налажен, мы пользуемся благами того, что школа находится в культурной столице России, и мы заключили договоры о научном сотрудничестве, к примеру, с Эрмитажем. Некоторые занятия по христианской культурологии, по истории России, по церковной археологии, по церковному искусству, по истории Древнего мира, Древнего Востока проходят в Эрмитаже. Там как для наших студентов проводят лекции ведущие сотрудники соответствующих отделов Эрмитажа, можно себе представить высочайший уровень этих занятий, когда узкий специалист, как правило, это доктора наук, старшие научные сотрудники, ведущие научные сотрудники проводят занятия по узкой специальной теме на базе Эрмитажа. Так же есть договоры и с историческим факультетом Государственного университета. Профессора исторического факультета приезжают к нам в академию, читают спецкурсы по различным историческим темам, разделам. Заключили мы договоры и с государственным Русским музеем, наши студенты иконописной школы проводят там свои занятия, копируют иконы.
Иконописная школа у нас еще совсем молодая, в этом году мы осуществили первый выпуск. Срок обучения четыре года. На одном курсе учится примерно 10 человек, четыре курса — 40 человек. Чуть попозже, заведующий иконописной школы доцент архитектуры отец Александр Федоров расскажет вам об этой школе.
Некоторых студентов мы посылаем на стажировку за рубеж по различным направлениям. Сейчас очень перспективным является такое направление, как библейские изыскания в области куманаристики, вы, наверное, слышали о рукописях Мертвого моря. Пока что у нас в России с этим делом трудновато, поскольку эти рукописи находятся, как правило, в Иерусалиме, там есть специальный музей рукописей Мертвого моря, различные копии находятся в крупнейших библейских центрах мира, и в частности в Кембридже. Мы направили туда несколько студентов. Если мы направляем учиться за рубеж, то всегда ставим перед своими студентами не идейные цели, там нам нечему учиться, они учатся у нас, а какие-то чисто технические вопросы. Богословие у нас самое высокое, самое благодатное и самое лучшее, православная идея тоже, а вот в технике часто не хватает возможностей, только с этой целью мы посылаем своих студентов учиться за границу на какие-то сроки: месяц, два, три, в зависимости от цикла.
Нельзя не сказать о воспитательном процессе, ведь мы официально являемся закрытым учебным заведением, как к примеру Нахимовское или Суворовское училища, похожие порядки и в семинарии. У нас статус военного училища или, скажем, полумонастырский статус, поэтому существует четкая дисциплина. В первую очередь священник должен быть воспитан, он должен быть носителем нравственности, примером отеческой доброты. А для этого надо священника воспитать. Как ректор должен прямо вам сказать, что воспитать молодого человека намного тяжелее, нежели его научить, попросту выражаясь таким педагогическим жаргоном, нежели дать ему какую-то интеллектуальную накачку знаниями. Особенно тяжело воспитать современного человека, когда приходят к нам из так называемой перестроечной школы. Педагоги знают, какие приходят молодые люди из так называемой перестроечной школы, это очень плохое физическое состояние здоровья, психическая разболтанность и масса остальных черт, ну, конечно же, не воспитанность и жуткая безграмотность. Я являюсь членом Совета ректоров, и все ректоры в один голос говорят, что на вступительных экзаменах пишут так, что просто ужас.
Мы принимаем студентов со всей России и не только из России, но и из Казахстана, Украины, Белоруссии, и я понимаю, как педагоги относятся к учебе своих учеников, если во многих школах они не получают заработную плату. А ведь из этих же школ поступают и к нам, в нашу семинарию, поступают те же самые люди, что поступают и в любые другие учебные заведения. Многие подсознательно думают, что мы принимаем каких-то особенных людей, нет, мы набираем ребят из тех же самых школ со всей России, тех же самых людей со своими достоинствами и недостатками. И, конечно же, очень и очень тяжело «отшлифовать» такого человека.
Благодарю всех присутствующих за внимание, а сейчас мы посмотрим небольшой фильм о наших духовных школах, и я думаю, на многие вопросы, которые у вас возникли, вы найдете в нем ответы.
  • Читать в Телеграм
  • Выделите текст и нажмите Ctrl-Enter, если заметили опечатку

ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЙ II ВЫРАЗИЛ СВОИ СОБОЛЕЗНОВАНИЯ

ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЙ II СЧИТАЕТ НЕОБХОДИМОЙ БОРЬБУ ПРОТИВ ТЕРРОРИЗМА

ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЙ II СЧИТАЕТ НЕВОЗМОЖНЫМ СВОЙ ВИЗИТ НА УКРАИНУ

СОСТОЯЛОСЬ ЗАСЕДАНИЕ СВЯЩЕННОГО СИНОДА

ПОСОЛ ИТАЛИИ СЧИТАЕТ, ЧТО ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ «ВОПЛОЩАЕТ В СЕБЕ ДУХ РОССИИ»

ОРИЕНТИРОМ В ВОИНУ ДОЛЖНА СТАТЬ ПРАВОСЛАВНАЯ ВЕРА

ВЫСТУПЛЕНИЕ ЕПИСКОПА ТИХВИНСКОГО КОНСТАНТИНА, РЕКТОРА ДУХОВНЫХ ШКОЛ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, НА 7-ОЙ ВСЕРОССИЙСКОЙ ВЫСТАВКЕ «ПРАВОСЛАВНАЯ РУСЬ»

В РОССИИ НАБЛЮДАЕТСЯ ДЕФИЦИТ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ

В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ В МИХАЙЛОВСКОМ МАНЕЖЕ ПРОШЛА VII ВСЕРОССИЙСКАЯ ВЫСТАВКА «ПРАВОСЛАВНАЯ РУСЬ"

УЧЕНЫЕ ОБЪЕДИНЯЮТСЯ С ЦЕРКОВЬЮ ПРОТИВ ЛЖЕНАУКИ

МИТРОПОЛИТ КИРИЛЛ: РПЦ НЕ ТРЕБУЕТ ПОЛНОЙ РЕСТИТУЦИИ ЦЕРКОВНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

РОССИЙСКИЕ ЖУРНАЛИСТЫ СОБИРАЮТСЯ ОБСУДИТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА

ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПРОТЕСТУЕТ ПРОТИВ ДЕЙСТВИЙ «ВАЛЛЬ-СНГ»

ГЛАВА АРМЯНСКОЙ ЦЕРКВИ РУКОПОЛОЖИЛ В ЕПИСКОПЫ БРАТА

НА ПУТИ К ОБЩЕРОССИЙСКОМУ ПРОТЕСТАНТСКОМУ АЛЬЯНСУ

«СВЕТ ЕВАНГЕЛИЯ» ОТНЫНЕ БУДЕТ ВЫХОДИТЬ РАЗ В ДВЕ НЕДЕЛИ

В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ СОВЕРШЕНО НАПАДЕНИЕ НА МЕЧЕТЬ

МУФТИЙ ТАЛГАТ ТАДЖУДДИН ОБЕСПОКОЕН НАПЛЫВОМ В РОССИЮ ИНОСТРАННЫХ ПРОПОВЕДНИКОВ

В ПЕНЗЕ ПРОШЛА ЭЗОТЕРИЧЕСКАЯ ЯРМАРКА

В АДЫГЕЕ ДЕЙСТВУЕТ ОРГАНИЗАЦИЯ, КОТОРАЯ СОБИРАЕТ ДЕНЬГИ НА «ДЖИХАД»

АКСАКАЛ ФИЛАРЕТОВСТВА ЛАРИСА СКОРИК СТАЛА СОПРЕДСЕДАТЕЛЕМ НОВОЙ ВСЕУКРАИНСКОЙ ПАРТИИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО СОГЛАСИЯ «НОВЫЙ СВИТ»

ФЕОДОСИЙ (ДИКУН), МИТРОПОЛИТ ПОЛТАВСКИЙ И КРЕМЕНЧУГСКИЙ

ПО ДОРОГАМ КРЫМА ПРОХОДИТ КРЕСТНЫЙ ХОД, ПОСВЯЩЕННЫЙ АПОСТОЛУ АНДРЕЮ ПЕРВОЗВАННОМУ

В КРЫМ ДЛЯ ПОКЛОНЕНИЯ МОЩАМ СВЯТИТЕЛЯ ЛУКИ И ДРУГИМ МЕСТНЫМ ПРАВОСЛАВНЫМ СВЯТЫНЯМ ПРИБЫВАЕТ ДЕЛЕГАЦИЯ ГРЕЧЕСКИХ СВЯЩЕННИКОВ

ПОД РУИНАМИ ЦЕРКВИ НАЙДЕНЫ ТЕЛА ДЕТЕЙ

КУЧМА НАГРАДИЛ КАТОЛИКОСА ВСЕХ АРМЯН ОРДЕНОМ ЯРОСЛАВА МУДРОГО

АРХИЕРЕЙСКИЙ СИНОД РПЦЗ УСТАНОВИЛ «ПОДЛИННУЮ ПРИЧИНУ» НЕСТРОЕНИЙ В ЗАРУБЕЖНОЙ ЦЕРКВИ

СЕРБСКИЙ СИНОД ПРИЗВАЛ ПОКОНЧИТЬ С ТЕРРОРИЗМОМ В КОСОВО И МЕТОХИИ

СОСТОЯЛАСЬ ИНТРОНИЗАЦИЯ НОВОГО ИЕРУСАЛИМСКОГО ПАТРИАРХА

В НЬЮ-ЙОРКЕ ОТКРЫВАЕТСЯ МОЛИТВЕННЫЙ ЦЕНТР

ТУРЦИЯ ВЫРАЗИЛА СВОЙ ПРОТЕСТ ВАТИКАНУ

ШОТЛАНДСКИЕ ХРИСТИАНЕ НЕ ЖЕЛАЮТ ВИДЕТЬ БРАЧУЮЩИХСЯ ГОМОСЕКСУАЛИСТОВ ПО ТЕЛЕВИЗОРУ

АНГЛИКАНСКИЙ ВИКАРИЙ ХОЧЕТ СТАТЬ КОСМИЧЕСКИМ КАПЕЛЛАНОМ

ПО ИНТЕРНЕТУ БРОДЯТ ПОДЛОЖНЫЕ ОТКРОВЕНИЯ БОГОРОДИЦЫ

МАРГАРЕТ ТЭТЧЕР УПРЕКНУЛА БРИТАНСКИХ МУСУЛЬМАН В НЕДОСТАТОЧНОМ ОСУЖДЕНИИ ТЕРРОРИЗМА

ВО ВСЕХ МЕЧЕТЯХ САУДОВСКОЙ АРАВИИ В ПЯТНИЧНЫХ ПРОПОВЕДЯХ ПРОЗВУЧАЛО РЕЗКОЕ ОСУЖДЕНИЕ ТЕРРОРИЗМА

ЛИДЕР ШИИТОВ СОВЕТУЕТ АРАБАМ ПОДДЕРЖАТЬ ИНТИФАДУ И НЕ ВВЯЗЫВАТЬСЯ В ОПЕРАЦИЮ США

ПРИНЦ ЧАРЛЬЗ ПОСЕТИЛ ЛОНДОНСКИЕ МЕЧЕТИ

«ЗА КАЖДОГО ПОГИБШЕГО В АФГАНИСТАНЕ МУСУЛЬМАНИНА БУДЕТ УБИТО ДВА ХРИСТИАНИНА..»

В ШВЕЦИИ СПОРЯТ. ОБ ОБРЕЗАНИИ

ВСПЛЕСК АНТИИСЛАМСКИХ НАСТРОЕНИЙ

ТРАГЕДИЯ В МЕЧЕТИ

В РИМЕ ПРОШЛА МИРНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

ЭКУМЕНИСТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

ВСЕЛЕНСКАЯ ЧАСОВНЯ В БРЮССЕЛЕ ПОМОЖЕТ ОБЪЕДИНИТЬ ЕВРОПУ

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЭКУМЕНИЧЕСКАЯ АССАМБЛЕЯ

КРЕЩЕНЫХ АНГЛИКАНЦЕВ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ ТЕПЕРЬ МЕНЬШИНСТВО

БОЛЬШИНСТВО ГРАЖДАН УКРАИНЫ ВЕРЯТ В БОГА

КАТОЛИКОС ГАРЕГИН II ВСТРЕТИЛСЯ С ВИЦЕ-СПИКЕРОМ ГЕРМАНСКОГО БУНДЕСТАГА


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика