МИТРОПОЛИТ ПИТИРИМ НАГРАЖДЕН ОРДЕНОМ СВЯТИТЕЛЯ ИННОКЕНТИЯ МОСКОВСКОГО В СВЯЗИ С 75-ЛЕТИЕМ
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II вручил Высокопреосвященнейшему митрополиту Волоколамскому и Юрьевскому Питириму (Нечаеву) орден Святителя Иннокентия Московского за просветительские и миссионерские труды и в связи с 75-летием со дня рождения. Митрополит Питирим относится к числу старейших иерархов Русской Православной Церкви. В последние годы жизни Патриарха Пимена (Извекова) владыка Питирим был одним из самых влиятельных архиереев и представлял Церковь практически на всех официальных мероприятиях. На рубеже 1980−1990 годов митрополит Питирим был непременным гостем разнообразных общественных собраний, почти ежедневно выступал на радио и телевидении, комментировал для средств массовой информации многие вопросы церковной жизни. В те же годы митрополит Питирим вместе с академиком Д.С. Лихачевым и Р.М. Горбачевой активно участвовал в деятельности Советского фонда культуры, курировал некоторые из программ фонда, связанные со взаимодействием с Церковью. В 1989—1991 годах митрополит Питирим был народным депутатом СССР. В то время сам облик митрополита Питирима, библейского благообразного старца, производил ошеломляющее впечатление на полностью расцерковленное общество. А когда оказывалось, что этот человек, будто сошедший со страниц древней священной истории, еще и в курсе всех современных событий, обладает уникальным даром проповедника, знает, как кажется, все на свете, видевшие и слышавшие митрополита Питирима невольно начинали внимательнее приглядываться к тому, что он представлял — к православной церковной традиции. В церковную элиту митрополит Питирим вошел в начале 1960-х годов, в то же время, когда стал епископом и нынешний Патриарх Алексий II. К тому времени будущий митрополит уже не был новичком в церковной жизни. С 1945 года он, в то время студент Московского института инженеров транспорта (МИИТ), стал старшим иподиаконом Патриарха Алексия I (Симанского) в Богоявленском патриаршем соборе. Уйдя из института, Константин Нечаев (так звали владыку Питирима в миру) перешел на учебу в Московские духовные школы, где в 1951 году защитил кандидатское сочинение по теме: «Значение божественной любви в аскетических воззрениях преподобного Симеона Нового Богослова». В том же году он становится преподавателем Московской духовной академии, профессором которой остается до сих пор. В академии он читает лекции по истории западных вероисповеданий и по Священному Писанию Нового Завета. В 1954 году стал священником, а в 1959-м был пострижен в монашество. В мае 1963 года архимандрит Питирим стал епископом Волоколамским, в 1971-м был возведен в сан архиепископа, а 30 декабря 1986 года — в сан митрополита Волоколамского и Юрьевского. На протяжении нескольких десятилетий основным поприщем, на котором трудился митрополит Питирим, была издательская деятельность Русской Православной Церкви. С 1963 по 1994 год он был председателем издательского отдела Московской Патриархии, главным редактором «Журнала Московской Патриархии» и председателем редакционной коллегии сборника «Богословские труды». Оба издания в советские годы были единственным легальным органом церковной богословской мысли. Владыке Питириму удавалось публиковать на страницах журнала и «Богословских трудов» писания Отцов Церкви, богословские сочинения протоиерея Сергия Булгакова, священника Павла Флоренского, В.Н. Лосского — все те классические богословские работы XX века, которые нигде больше ни при каких обстоятельствах не могли быть опубликованы. В конце 1980-х годов митрополит Питирим стал настоятелем возвращенного Церкви Иосифо-Волоколамского монастыря, где до сегодняшнего дня часто служит по воскресным и праздничным дням. В Москве кафедра митрополита Питирима пребывает в храме Воскресения Словущего на Успенском вражке (в Брюсовом переулке). В этом храме, традиционно привлекавшем людей искусства, писателей, общественных деятелей, митрополит Питирим в последние годы возглавлял отпевание многих выдающихся деятелей русской культуры (Сергея Бондарчука, Евгения Евстигнеева, Олега Борисова, Владислава Листьева). В 1991 году, после провала попытки государственного переворота, в прессе появилось несколько публикаций бывшего тогда народным депутатом и священником Глеба Якунина, впоследствии лишенного священного сана и отлученного от Церкви, в которых утверждалось, что ему стали известны документы, дающие основания полагать, что митрополит Питирим сотрудничал с КГБ. Обвинения были с восторгом подхвачены журналистами (Татьяной Митковой, Андреем Карауловым и др.) Любопытно, что ныне Глеб Якунин входит в состав клира так называемого «Киевского патриархата», руководимого лжепатриархом Филаретом Денисенко, которого сам же Якунин в 1991 году наиболее яростно обличал в принадлежности к КГБ. В связи с этим 1992−1993 годах вокруг митрополита Питирима была поднята беспрецедентная шумиха, его имя стало восприниматься как одиозное и скомпрометированное, а послушные СМИ перестали приглашать владыку Питирима на все те мероприятия, где раньше по их настоянию он всегда присутствовал. На смену такой светской опале вскоре пришла опала церковная. В ноябре — декабре 1994 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, а затем на заседании Священного Синода митрополит Питирим был смещен со всех церковных должностей, а издательский отдел, которым он руководил, был преобразован в издательский совет. В ведении митрополита Питирима были оставлены только Воскресенский храм в Брюсовом переулке и Иосифо-Волоколамский монастырь. В последние годы митрополит Питирим стал чаще появляться на церковных собраниях высокого уровня. По поручению Священного Синода он возглавлял представительные делегации, посещавшие Армению, Болгарию, Швейцарию в связи с разными событиями церковной жизни. Митрополита Питирима можно теперь часто видеть сослужащим с Патриархом Алексием II в храме Христа Спасителя и в Успенском соборе Кремля. Похоже, с течением времени подлинный масштаб личности митрополита Питирима (Нечаева) как богослова, проповедника, церковного иерарха становится все более очевидным. Случайные черты забываются, все преходящее изглаживается из памяти, а на первый план выходят опыт, спокойствие и мудрость иерарха, без деятельного и творческого участия которого не прошло ни одно значительное событие новейшей церковной истории второй половины XX века. Страна.Ru