Русская линия
<< Полная сводка новостей от 18 января 2022 >>

Сегодня крещенский сочельник
Православные христиане готовятся к празднованию Крещения Господня

Крещение Господне. БогоявлениеПравославные христиане готовятся к встрече праздника Крещения Господня. В этот день 30-летний Господь и Спас наш Иисус Христос принял Крещение в водах реки Иордан. Крестил Его посланный перед тем Богом на землю великий пророк Иоанн Предтеча, чтобы подготовить людей к принятию Господа. Святой Иоанн проповедовал при Иордане и крестил приходящих к нему.

Крещение Господне именуется также Богоявлением, потому что при этом событии миру явлены были все три Лица Святой Троицы: Бог Сын крестился в Иордане, Бог Отец свидетельствовал о Нем голосом с Небес: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение" (Мф. 3,17), и Бог Дух Святой сошел с небес на Христа в виде голубя.

День, предшествующий празднику Крещения Господня, именуется Крещенским сочельником (Богоявленским вечером). Он имеет сходство с Рождественским сочельником и также является днем строгого поста. В Крещенский сочельник и в сам день Крещения Господня в храмах после Божественной литургии совершается чин великого освящения воды. Освященная крещенская вода является особой святыней.

Начало празднования Крещения Господня восходит к апостольским временам. О нем упоминается в Апостольских постановлениях. Сохранилось свидетельство святителя Климента Александрийского (II век) о праздновании Крещения Господня и совершаемом пред этим праздником ночном бдении. С древних времен этот праздник назывался днем Просвещения и праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить "седящих во тме и сени смертней" (Мф. 4, 16) и спасти по благодати падший человеческий род. В древней Церкви был обычай крестить оглашенных в навечерие Богоявления, так как Крещение и является духовным просвещением людей.

А.Иванов. Явление Христа народуПреподобный Иоанн Дамаскин говорил, что Господь крестился не потому, что Сам имел нужду в очищении, но чтобы, "водами погребсти человеческий грех", исполнить закон, открыть таинство Святой Троицы и, наконец, освятить "водное естество" и подать нам образ и пример Крещения.

Святая Церковь в празднике Крещения Господня утверждает нашу веру в высочайшую, непостижимую разумом тайну Трех Лиц Единого Бога и научает нас равночестно исповедовать и прославлять Святую Троицу Единосущную и Нераздельную. Церковь показывает необходимость Крещения для верующих во Христа, внушает чувство глубокой благодарности к Просветителю и Очистителю нашего греховного естества. Она учит, что наше спасение и очищение от грехов возможно только силою благодати Святого Духа и потому необходимо достойно хранить эти благодатные дары святого Крещения для сохранения в чистоте той драгоценной одежды, о которой говорит нам праздник Крещения: "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся" (Гал. 3, 27).

Русская линия



Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем художника-баталиста Н.С.Самокиша

Н.С.СамокишНиколай Семенович Самокиш, академик, действительный член Императорской Академии художеств и заслуженный деятель искусств РСФСР скончался 18 января 1944 года. Он родился 13 ноября 1860 г. в Нежине. Окончил 4 класса Нежинского историко-филологического института. Первая попытка поступить в Императорскую Академию художеств не удалась, но через год занятий в батальной мастерской профессора Б.П.Виллевальде, Самокиш успешно сдал экзамены (1879).

Уже в 1881 г. молодой художник получил малую золотую медаль за картину "Возвращение войск на родину". В 1882 г. издал первый альбом офортов, в 1883 г. получил премию С.Г.Строганова за картину "Помещики на ярмарке". В 1884 году был награждён второй малой золотую медалью за картину "Эпизод из битвы при Малом Ярославце", а картину "Прогулка" приобрел для своей галереи П.М.Третьяков. В 1885 г. за дипломную работу "Русская кавалерия возвращается после атаки на неприятеля под Аустерлицем в 1805 году" получил большую золотую медаль и звание классного художника 1-й степени. С 1885 по 1888 г. совершенствовался в Париже под руководством известного баталиста Эдуарда Детайля. В 1890 г. удостоен звания академика.

В 1888 г. Самокиш ездил на Кавказ для сбора материалов для картин, заказанных Тифлиским военно-историческим музеем. Результатом стали три полотна: "Сражение при Авлиаре", "Баталия при речке Иори", "Защита Наурской станицы", которые принесли ему известность как баталисту.

Ознакомившись с работами художника, Великий князь Владимир Александрович, бывший президентом Академии, представил рисунки наследнику престола Великому князю Николаю Александровичу. После этого молодого художника рекомендовали к военному ведомству для зарисовок маневров. С 1890 г. он приступил к работе. "И вот я вступил на путь иллюстрированной работы, не подозревая, как я втянусь в это дело и буду отдавать этой работе большую часть моего времени, изредка только принимаясь писать картины для выставок", – записал он позднее в своем дневнике.

Подвиг солдат генерала Н.Н. Раевского под Салтановкой 11 июля 1812 г. (Н.С.Самокиш, 1912 г.)В 1889 г. Самокиш женился на Елене Петровне Судковской (принявшей в браке двойную фамилию Самокиш-Судковская) (1863-1924) – известной книжной художнице, ученице В.П.Верещагина. Елена Петровна принимала участие в иллюстрации "Книги русской скорби", посвященной памяти погибшим в годы революционной крамолы 1905 года русским монархистам. Супруги временами работали вместе. В одном из залов Царскосельского (ныне Витебского) вокзала, возведенного в 1901-1904 годах, стены украшены панно Н.С. Самокиша и Е.П.Самокиш-Судковской, посвященными истории Царскосельской железной дороге.

Вместе с С.Васильковским Н.С.Самокиш работал над иллюстрациями к альбомам по истории Малороссии (1898-1900), подгтовил тысячи книжных и журнальных иллюстраций. Среди них – к произведениям А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, Н.В.Гоголя и др. Среди наиболее известных работ – иллюстрации и художественное оформление очерков Н.И.Кутепова "Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси" в 4 томах (1896-1911). Это издание принесло художнику славу анималиста. Другая знаменитая работа – рисунки пером, сепией, тушью и акварелью к книге Г.И.Радде, описывающей путешествие великих князей в Индию. Для этого издания художник сделал 456 рисунков!

Много различных иллюстраций Самокиша было опубликовано в журналах "Нива" и "Солнце России". По заданию "Нивы" в мае 1904 года он уехал на фронт Русско-японской войны и работал там до конца 1904 года Результатом поездки на фронт стал альбом Самокиша "Война 1904-1905. Из дневника художника". Кроме альбома рисунков по фронтовым впечатлениям были созданы картины. Наиболее знаменитая из них – "Ляоян. 18 августа 1904 года". Полотно, посвященное одной из самых жестоких битв между русской и японской армиями, в 1910 году поместили в военную галерею Зимнего дворца.

В годы Первой мировой войны Н.С.Самокиш сформировал "художественный отряд" и выехал на фронт. Им было выполнено здесь около 400 работ. Рисунки Самокиша были (частично) опубликованы в изданиях Д.Маковского "Великая война в образах и картинах" (1915) и "Русским героям Сербии и Черногории" (1915). По мнению некоторых историков, именно книга Самокиша послужила распространению названия "Великая война" применительно к Первой мировой.

Н.С.Самокиш преподавал всю жизнь с 1894 года, когда его пригласили в Рисовальную школу, где он вел рисунок и живопись в течение 23 лет. По учебному пособию Самокиша "Рисунок пером" до сих пор учатся российские художники-иллюстраторы. В Академии художеств преподавал до 1918 года, когда Совнарком РСФСР упразднил старую Академию и создал на её базе Государственные свободные художественные мастерские. Преподавал и на этих курсах до своего отъезда в Крым.

В 1918-1921 гг. жил в Евпатории (где создал более 30 картин), с 1922 года – в Симферополе. Создал в Симферополе собственную художественную студию, которая стала основным региональным центром художественного образования. Собирал и поддерживал талантливую молодёжь. Постановлением Совнаркома Крыма в 1937 г. на базе студии Самокиша было организовано Крымское художественное училище. В 1960 г. именем Самокиша была названа также одна из улиц Симферополя. В 1936-1941 гг. работал в Харьковском художественном институте.

Советская власть уважала достижения художника и отмечала их почетными званиями, премиями, орденом. В советский период мастер создал полотна о Красной армии: "Разведка" (1923), "Пулеметная тачанка" (1930), "Переход Красной Армии через Сиваш" и другие. Лауреат Сталинской премии. Репрессии 30-х гг. не коснулись художника лично. И всё же некоторые источники сообщают, что в конце жизни Н.С.Самокиш был на грани ареста. Во время немецкой оккупации Крыма (1941-1944) он оставался в Симферополе, где и скончался.

Русская линия




Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика