Психологические аспекты самоубийства и помощь людям, склоняющимся к самоубийству
-
Братуха-Простолюдинъ
07.11.2008 04:19
Прошу прощения, если лично кого-то нечаянно обидел на этом форуме. Но видит Бог, у меня нет и не было злонамеренной цели кого-то уколоть или уязвить. Единственное, в чём точно чувствую угрызение совести, так это в том, что достаточно неуважительно высказался в адрес профессора Осипова, не догадываясь, что Алексей Ильич сыграл столь важную роль в духовной жизни Веры и многих её знакомых. Этим неосторожным высказыванием я, несомненно, причинил боль и Вере, и всем почитателям профессора Осипова, в чём и прошу у них прощения. Да, Осипов действительно многим может помочь встать на правильный духовный путь и поддержать их на этом пути, и это даже несмотря на то, что сам Алексей Ильич серьёзно заблуждается в отдельных богословских вопросах, по которым Русская Церковь специально собирала богословские комиссии, которые вынуждены были признать ошибочность взглядов единомышленников Осипова. Но при этом несомненно, что пользы от его лекций гораздо больше, чем вреда, т.к., как мудро отметила Вера, большинство из его заблуждений «не имеют решающего значения в спасении человека» (справедливости ради добавлю, что не имеют значения в спасении, если их не разделять, если же с этими заблуждениями сосложиться, даже по неведению, то это очень даже будет иметь значение в спасении. Впрочем моё замечание по этому поводу – всего лишь небольшой штрих, и не стоит на него обращать особого внимания, дабы не увело от основной темы). А теперь позволю себе вернуться к той теме, которую мы обсуждаем на данном форуме: «Психологические аспекты самоубийства и помощь людям, склоняющимся к самоубийству». И вот тут я по-прежнему буду отстаивать свою точку зрения, которую, я уверен, разделяет и автор статьи, и, что меня весьма порадовало, теперь и другие участники форума, например, один читатель, который сказал всем нам: «Вы не знаете, какую боль несут эти люди». Во-первых, сразу оговорюсь, что порадовало меня не то, что МОЮ точку зрения разделяют, а то, что есть люди, которые имеют не поверхностные, но глубокие суждения по этому серьёзному психологическому и духовному вопросу. Мы действительно ВСЕ не знаем, какую боль несёт тот или иной человек. Но среди нас есть те, которые осознают это своё неведение и потому предполагают, вернее, верят, что ближний, если он на что-то серьёзно жалуется или даже капризничает, то он действительно – в затруднении и нуждается в помощи, вне всякой зависимости от моего физического, душевного или духовного состояния. Эти люди осознают, что моё Я тут совершенно ни при чём, когда речь идёт о состоянии ближнего, потому что когда ему тяжело, то моё Я ему никак не сможет помочь, каким бы хорошим оно ни было на мой взгляд, а помочь ему может только Бог. И вот этим людям Бог как раз и может подсказать, как помочь страждущему, потому что они не обременены на данный момент представлениями о своём собственном состоянии. И есть другая категория людей, которые уверены, что они как раз знают, какую боль несёт тот или иной человек, что они знают степень его боли, потому что сами испытывали такую же или подобную боль, и даже бОльшую. И они искренне верят, что именно они в состоянии помочь страждущему, потому что они знают, как ему помочь на основании собственного опыта. Это искренние люди, но они заблуждаются, т.к. они недооценивают роли Бога в помощи страждущим, недооценивают коварства дьявола, который способен благие намерения помощников превратить во зло, воспользовавшись их самоуверенностью, а главное, они имеют ложные представления о том, как можно помочь человеку, ибо пытаются помочь совершенно отличному от них человеку (а мы все совершенно разные) тем лекарством, которое помогло им самим. И вот этот груз самости не даёт им услышать, каким образом хочет помочь этим страждущим Бог.
А теперь вернёмся к Осипову. Да, он может помочь, и не одной только Вере, но многим людям, но отсюда никак не следует, что он может помочь всем, более того, он совершенно НЕ МОЖЕТ помочь всем, даже верующим, потому что Осипов – не Бог. Как одна таблетка в состоянии исцелить тех, кто болен одинаковой болезнью, так и Осипов может помочь тем, кто обладает на данный момент определённым складом ума. Что же касается людей с другим складом ума, даже людей с другим темпераментом и другими представлениями о жизни – то им Осипов ну никак не поможет. А вот Бог поможет им всем.
А теперь о тех, кто на грани самоубийства. Им Осипов совершенно никак не поможет, потому что эти люди – в состоянии аффекта. Т.е. они получили серьёзный повод для переживаний (а мы не имеем никакого права на основании своего ложного опыта судить о степени их боли), и потому они временно находятся в невменяемом состоянии. Если им, раздираемым злыми духами или психическим недугом, в подобном состоянии вежливо порекомендовать почитать книги Осипова, то это ввергнет их в такое отчаяние, которое побудит их наложить на себя руки, что и предвкушает дьявол. Подобная «помощь» будет настолько же к месту, как если бы стоять с томом Осипова близ плахи, а когда к ней подведут осуждённого на казнь преступника, то в последний момент героически вложить ему в руку заветную книжицу. Это просто безумно. Однако если успеть вложить ему в руку Крест, и он успеет его взять, и последним предсмертным движением прижмёт его к груди, то он будет спасён для вечной жизни. Вот в чём разница между Христом и Осиповым! Осипов никак не плох сам по себе, но он плох, когда его проповедуют ВМЕСТО Христа. И ещё одну важную мысль хочу добавить. Вера на меня может обидеться, т.к. ей будет больно, но я не имею права этого не сказать, т.к. это правда, а правда всегда горькая, но кто её принимает, тот может исцелиться от лжи. А правда в том, что когда человек на грани самоубийства, когда он в отчаянии, то нет для него ничего горше, чем то, что другие пытаются помочь ему тем, что показывают собственные раны. Это последняя капля, которая способна подтолкнуть его к роковой черте. Вера, лично я уважаю Вас за мужество в несении Ваших тяжелейших скорбей, и многие присоединятся к моему мнению. Однако поверьте, что если Вы говорите о своих физических скорбях ради человека, раздираемого тяжелейшими душевными страданиями, то ему такая Ваша жертва совершенно непригодна. Это всё равно как стоять рядом с умирающим в агонии и пытаться убедить его, что мне тоже плохо, потому что у меня поднялось давление, да ещё быть уверенным, что если он об этом будет знать, то это поможет ему. Простите, Вера, Вам тяжело это читать, но Вам это надо знать. Если этот суровый, но духовный закон Вы в состоянии будете понять умом и принять сердцем, то это будет Вашей серьезной духовной победой. Если же зто будет Вам не по зубам, то простите за то, что решился предложить Вам твёрдую духовную пищу вместо молочка, которым кормят младенцев. Однако тем, кто решит остаться в младенческом образе, не стоит пытаться помочь тем, о которых идёт речь на данном форуме. Это не детские игры, детям тут уместнее молчать, как справедливо заметил один читатель, чем говорить о себе и своих пристрастиях.
|